Правила обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков утверждены Постановлением Правительства РФ №2173 от 30 ноября 2022 года. Этот же нормативный акт определяет этапы и сроки регистрации в системе мониторинга и передачи сведений для производителей, импортёров, оптовых, розничных продавцов и представителей HoReCa (сегмента общественного питания и гостиничного бизнеса).
Не нужно проходить регистрацию с 1 марта 2023 года организациям и ИП, которые:
После регистрации производители и импортёры обязаны маркировать, вводить в оборот и передавать в систему сведения в отношении пива и слабоалкогольной продукции:
Для розницы и HoReCa основной этап работы в системе маркировки начнётся только в 2024 году:
Работать с немаркированными остатками можно до 1 апреля 2024 года, если речь идёт о продукции в кегах, и до 15 января 2025 года, если речь о продукции в потребительской упаковке.
Обязательной маркировке подлежат:
Не подлежит маркировке так называемое «танковое пиво», которое после изготовления заливают в транспортировочный контейнер (танк) и продают в розлив. Крепкое пиво тоже не маркируют — его отслеживают в ЕГАИС и посредством акцизных марок.
Организации и ИП оформляют квалифицированный сертификат в Удостоверяющем центре ФНС, сотрудники — в любом коммерческом удостоверяющем центре с аккредитацией Минцифры.
К моменту, когда возникнет обязанность маркировать, считывать коды, вводить продукцию в оборот или выводить товары из оборота, а также передавать сведения в систему маркировки, у участников рынка должны быть обеспечены соответствующие технические возможности. В этом плане проще тем, кто уже работает с системой маркировки либо был участником эксперимента по маркировке пива и слабоалкогольных напитков.
Для розничных продавцов, которые и ранее продавали пиво и (или) слабоалкогольные напитки, в процессах существенно ничего не изменится. После подключения к системе маркировки при считывании с помощью сканера кодов на кассе информация будет теперь поступать не только в ЕГАИС Алкоголь, но и в Честный ЗНАК. Кроме того, конечно, в собственную товароучётную систему.
Более существенные изменения в процессах должны произойти у производителей пива и слабоалкогольных напитков, но большая их часть была участником эксперимента и смогла опробовать работу с маркированной продукцией в реальных условиях.
Несмотря на то, что ЕГАИС Алкоголь и система маркировки пива и слабоалкогольной продукции выполняют схожие функции, участникам рынка всё равно придётся работать в обеих системах. Для пива и слабоалкогольных напитков не предусмотрены акцизные марки, в отличие от крепкого спиртного, поэтому ЕГАИС Алкоголь не способна отследить путь каждой кеги или бутылки — для этого и нужна маркировка в системе Честный ЗНАК.
Интеграция систем освободит участников рынка от ввода и предоставления в систему маркировки Честный ЗНАК тех сведений, которые есть в ЕГАИС, — они будут загружаться автоматически. Кроме того, в Честный ЗНАК из ЕГАИС будут автоматически поступать загруженные туда электронные документы, содержащие коды маркировки. Процессы взаимодействия двух систем не потребуют вмешательства участников рынка пива и слабоалкогольных напитков. Но обязанности по передаче сведений и документов в ЕГАИС сохранятся.