Правила маркировки безалкогольных напитков утверждены постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 года № 887. Одновременно для этой группы был определён перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Необходимые изменения в общий перечень маркируемых товаров внесены распоряжением Правительства РФ от 31.05.2023 № 1439-р.
Обязательную маркировку безалкогольных напитков будут вводить постепенно для различных категорий напитков и участников рынка — их обязанности, связанные с маркировкой, будут различаться.
С этой же даты и по 31 мая 2025 года российские производители подакцизной продукции обязаны передавать в систему маркировки сведения по первой отгрузке в формате объёмно-сортового учёта (ОСУ).
Продукция (товары) подлежащие маркировке:
Полный перечень безалкогольных напитков с соответствующими им кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 представлен в Приложении к Правилам маркировки.
Второй этап введения обязательной маркировки безалкогольных напитков будет запущен 1 марта 2024 года. С этой даты маркировка затронет производителей и импортёров всех видов безалкогольных напитков, которые упакованы в полимерную и алюминиевую тару, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье. При этом российские производители, выпускающие маркируемую продукцию, которая относится к подакцизной, с 1 марта 2024 года, помимо прочих обязанностей, должны передавать в систему маркировки сведения в рамках объёмно-сортового учёта.
На следующем третьем этапе, который также коснётся пока только производителей и импортёров, обязательной маркировке будут подлежать все оставшиеся виды безалкогольных напитков из обязательного перечня и уже независимо от упаковки (тары). Этот этап начнётся c 1 июня 2024 года. Если маркируемая с этой даты продукция будет относиться к подакцизной, у российских производителей опять же появится обязанность передавать в систему маркировки сведения в рамках объёмно-сортового учёта.
К датам начала второго и третьего этапа производители и импортёры, на которых распространит своё действие обязательная маркировка, должны описать товары в национальном каталоге, отладить процессы работы с маркируемым товаром и подготовиться к передаче сведений в систему Честный ЗНАК.
Остальные этапы введения обязательной маркировки безалкогольных напитков:
Если компания или ИП ещё не зарегистрированы в системе маркировки, необходимо:
Если компания или ИП уже работают в системе маркировки, но это связано с оборотом других товаров, необходимо через личный кабинет добавить новую товарную категорию — «безалкогольные напитки».
Для обеспечения электронного документооборота компании и ИП могут использовать собственные системы ЭДО (учётные системы), которые должны быть интегрированы с системой маркировки. Можно использовать сервис «ЭДО Лайт», который уже интегрирован в личный кабинет участника системы Честный ЗНАК, если его функционал будет достаточен для выполнения всех рабочих задач. Если же этого будет недостаточно, а своей системы ЭДО нет, необходимо заключить договор с оператором ЭДО и использовать предоставленный им сервис для электронного взаимодействия как с контрагентами, так и с системой маркировки.