Для полного внедрения обязательной маркировки (для всех участников рынка, всех товарных позиций и учётных операций) Правительством РФ установлен период с 20 января 2021 года по 1 июня 2025 года.
В рамках указанного временного отрезка обязательная маркировка должна постепенно охватывать:
На сегодняшний день для всех импортёров и производителей молочной продукции, кроме фермеров, уже действует обязательная маркировка всех товарных подгрупп и категорий. Предварительные этапы были следующими:
Для фермерских хозяйств (СПК и КФК), производящих и реализующих молочную продукцию, обязательная маркировка стартует с 1 декабря 2023 года. До этого срока они могут свободно производить и продавать товары — без регистрации в системе маркировки и, соответственно, без маркировки продукции. Однако это не мешает зарегистрироваться и работать через систему на добровольных началах, в том числе чтобы внедрить и протестировать все процессы в реальных условиях.
В течение 2022—2025 гг. производителям, импортёрам и фермерам останется пройти несколько заключительных этапов внедрения маркировки — на уровне учётных операций и передачи определённых сведений в систему маркировки:
Если оптовики и розничные продавцы одновременно являются производителями молока и молочной продукции, то на них распространяются обязанности, предусмотренные для производителей. Соответственно, они должны были в течение 2021 года постепенно перейти на обязательную маркировку всей производимой и реализуемой молочной продукции. Кроме того, в течение 2022—2025 гг. они должны пройти все те же самые этапы внедрения учётных операций, которые предусмотрены для производителей.
Оптовики и розница, которые только реализуют молочную продукцию, должны:
Поэтапное выполнение указанных выше требований не отменяет другие обязанности оптовиков и розничных продавцов, которые продают молочную продукцию, подлежащую маркировке. В частности, на них распространяется запрет на продажу товаров без маркировки, а его нарушение может повлечь административную или уголовную ответственность в зависимости от масштабов нарушения.
Для госучреждений и гостинично-ресторанного бизнеса (сегмент HoReCa) установлена, по сути, только одна обязанность. С 1 декабря 2023 года они должны передавать сведения в систему маркировки об обороте и выбытии (реализации) подлежащей маркировке молочной продукции. Однако, как и в случае с оптовыми и розничными продавцами, для сегмента HoReCa и госучреждений уже действует запрет на оборот немаркированной молочной продукции, которая должна быть промаркирована.
Таких категорий три:
Порядок и сроки введения обязательной маркировки молока и молочной продукции фактически представляют собой достаточно запутанную схему, что особенно отмечают оптовые и розничные продавцы. Кроме того, сроки некоторых этапов, которые ещё предстоит пройти, вполне могут измениться. Основное влияние на перенос сроков оказывает неготовность большей части бизнеса определённого сегмента к переходу на первый или следующий для этого сегмента этап внедрения маркировки.
Представленные в обзоре дорожной карты маркировки молока и молочной продукции этапы и сроки актуальны на июль 2022 года. И учитывая, что внедрение маркировки рассчитано до 2025 года, нельзя исключить возможные изменения в них. Бизнесу необходимо регулярно отслеживать этот момент.