Около 40% российского рынка обуви составляет контрафактная продукция, произведённая на территории нашего государства и ввезённая из-за границы. Введение обязательной маркировки обуви освободит рынок от нелегальной продукции, постепенно вытесняя из логистической цепочки и оборота контрафакт, остановит незаконный ввоз и бесконтрольное производство поддельной продукции.
Обязательная маркировка обуви контрольными идентификационными знаками представляет собой нанесение меток с уникальным кодом DataMatrix на упаковку каждой пары обуви. Метка должна быть крупной и разборчивой, содержать зашифрованную информацию для сканера кода, а также числовую информацию для ручного ввода данных.
Зашифрованная последовательность символов метки защищена от подделки криптографическим способом. Сканирование метки даёт полную информацию о происхождении обуви, производителе и логистическом пути от производства до прилавка магазина. Нанесённая метка маркировки — гарантия того, что обувь была произведена законно, с выплатами всех налогов и сборов, а качество её полностью соответствует заявленному производителем.
Ответственность за достоверность данных, указанных на метке, несут производитель, импортёр, оптовый и розничный продавцы.
Производство обуви без маркировки с 1 июля 2019 года запрещено, этот порядок регламентируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Авторы законопроекта рассматривают возможность отсрочить на некоторое время назначение административных наказаний за невыполнение требований условий обязательной маркировки. В течение этого периода времени все участники обувного рынка смогут окончательно перейти на использование нового оборудования и работу с системой маркировки, а также промаркировать остатки произведённой ранее обуви.
Каждая метка обязательной маркировки унифицирована. Функция генерации кодов для электронной маркировки возложена на оператора системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Центр генерирует коды, разрабатывает и поддерживает систему маркировки. Сотрудничество частной компании с государственными структурами снижает нагрузку на госбюджет за счёт того, что Центр развития перспективных технологий берёт на себя затраты по разработке, поддержке, созданию и защите цифровых кодов маркировки.
Минпромторг курирует проект по внедрению и применению обязательной электронной маркировки обуви. Задачи по обеспечению проведения эксперимента и внедрению технологии возложены на Министерство финансов, Министерство цифрового развития, ФНС, ФСБ, ФТС, а также на Роспотребнадзор.
На этапе эксперимента маркировка обуви добровольна и бесплатна. С 1 июля 2019 года маркировка станет платной (Распоряжение Правительства №792-р от 28 апреля 2018 года). На этапе эксперимента предполагалось, что стоимость одного кода маркировки составит примерно 0,50 руб. без учета НДС. Финальная стоимость маркировки и сопутствующего отслеживания будет установлена Правительством Российской Федерации.
К концу мая 2019 года будут подведены итоги эксперимента по добровольной маркировке обуви. На основании итогов в законопроект внесут поправки. Предполагается, что к этому времени будет выработан порядок работы с системой маркировки, определится технологическая схема, а также станет известна стоимость создания кодов маркировки.
Как показали эксперименты по внедрению обязательной маркировки табачной продукции и лекарств, переход к системе маркировки не требует больших объёмов нового оборудования. Опыт также показал, что для каждой товарной группы можно найти решение с минимальными вложениями и изменениями в бизнес-процессах. Новая доля рынка, которую получат легальные производители, и оптимизированная логистика перекроют затраты на приобретение необходимого оборудования и изменения рабочих процессов.
Невыполнение требований по обязательной маркировке обуви влечёт ответственность для производителей, импортёров, дистрибьюторов, оптовых и розничных продавцов. Административная ответственность регламентируется статьёй 15.12 КоАП РФ, согласно которой ИП, производящему немаркированные обувные изделия, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, другим формам юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией немаркированной продукции.
С 1 июля 2019 года за продажу, перевозку и хранение продукции, подлежащей обязательной маркировке, без нанесения специальных маркировочных кодов, а также за приобретение немаркированной продукции с целью дальнейшей реализации предусмотрена административная ответственность:
Всю нелегальную продукцию конфискуют
Производство, приобретение, хранение, перевозка и продажа немаркированной продукции в крупном или особо крупном размере (партии стоимостью более 1,5 млн рублей) с 1 июля будет уголовно наказываться в соответствии со ст. 171.1 УК РФ.