Республика Саха (Якутия)
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

«Прямые выплаты» ФСС в TrustTax

Сергей Куляев
19 Февраля 2019
Руководитель проектов ЭДО «Инфотекс Интернет Траст»

С 2011 года Фонд социального страхования реализует пилотный проект «Прямые выплаты» — страховые выплаты по обязательному социальному страхованию непосредственно территориальными органами ФСС.

Рассматриваем процесс формирования и подачи электронных реестров листков нетрудоспособности для проекта «Прямые выплаты» в программе TrustTax.

Теория

В рамках проекта прямых выплат территориальные органы ФСС рассчитывают и выплачивают застрахованным лицам пособия в чётко установленные сроки. С 1 июля 2018 года в проекте участвуют 39 регионов России. На сайте ФСС указан полный список регионов и подробности реализации проекта в стране.

В статье про электронные больничные мы коснулись темы прямых выплат и кратко рассказали о механизме проекта. Рассмотрим детально процесс оформления и оборота больничного при участии регионального отделения ФСС РФ и работодателя в проекте «Прямые выплаты».

На декабрь 2018 года процесс выглядит так:

  1. Врач формирует листок нетрудоспособности в бумажном виде и выдаёт его сотруднику. Если работодатель сотрудника участвует в информационном обмене по формированию электронных больничных, сотрудник предоставляет СНИЛС и согласие на создание электронного документа. Врач запрашивает его номер в ЕИИС «Соцстрах» и формирует электронный листок нетрудоспособности.
  2. Если оформлен ЭЛН, медицинская организация передаёт через ЕИИС «Соцстрах» данные о больничном в ФСС. Для закрытия больничного врач вносит в систему запись об исходе случая временной нетрудоспособности. Иными словами, врач закрывает ЭЛН также через системы ФСС, после чего заверяет его своей электронной подписью.
  3. Работник заполняет заявление о выплате пособия и передаёт работодателю экземпляр бумажного больничного или номер ЭЛН и его данные.В заявлении работник указывает реквизиты для получения пособия (свой банковский счёт или почтовый адрес).
  4. Работодатель в течение пяти дней предоставляет в ФСС сведения о получателях пособий в электронном виде. Для этого бухгалтерия или отдел кадров составляет электронный реестр сведений (или реестр заявлений), в который вносятся:
    • реквизиты бумажного больничного;
    • сведения электронного больничного, которые можно запросить в системе ФСС в онлайн-режиме или заполнить вручную.

Заполненный реестр сведений подписывается электронной подписью работодателя и передаётся в ФСС, после чего работодатель ожидает положительный ответ по документообороту реестра.

Ответ от ФСС приходит в ту систему, из которой работодатель направил реестр сведений (личный кабинет страхователя на сайте ФСС, системы электронной отчётности и пр.).

В течение десяти дней с момента получения заявлений (реестра сведений от работодателя) ФСС производит выплаты банковским переводом или через Почту России напрямую на счёт или по реквизитам работника.

Практика

Составление реестра в TrustTax

Чтобы подробно представить процесс, предположим, что сотрудники вашей компании вышли на работу после болезни, закрыли свои больничные листки и принесли их вам. Часть сотрудников сообщила об оформлении больничных в электронном виде. Составим реестр больничных и направим его в ФСС для проекта «Прямые выплаты».

Последовательность действий:

1. Войдите в программу, перейдите в раздел «ФСС» -> «Листки нетрудоспособности» и нажмите кнопку «Создать реестр для выплаты пособий».

Поскольку у программы два интерфейса, такого меню может не быть или оно может выглядеть иначе.

2. В окне «Создание реестра сведений для выплаты пособий» на вкладке «Реквизиты» заполните поля для идентификации страхователя и составителя реестра.

3. Перейдите на вкладку «Заявления» и нажмите кнопку «Добавить заявление».

4. В окне «Добавление заявления» заполните начальные реквизиты — вид пособия и данные получателя. По умолчанию программа предложит вариант «Нетрудоспособность» и загрузку данных ЭЛН из ФСС. Также поддерживаются все прочие виды пособий, включая пособия по беременности и родам, уходу за ребёнком, и различные способы заполнения данных работника (например, для больничного можно заполнить вручную номер и СНИЛС или выбрать из уже имеющихся ЭЛН в программе).

Рассмотрим на примере пособия по нетрудоспособности.

При запросе данных из ФСС указывается номер ЭЛН и СНИЛС работника, программа может запросить пароль к контейнеру с ключами электронной подписи.

После выполнения запроса в окне появятся данные сотрудника.

При выборе из имеющихся ЭЛН есть возможность найти работника и его больничный по ФИО, СНИЛС или номеру ЭЛН, затем выбрать работника для заполнения заявления. Вариант выбора из файла подходит тем, у кого уже готовы файлы ЭЛН, заполненные в другой программе или полученные из иных источников.

Для ввода ФИО и данных СНИЛС сотрудника также доступен вариант «Заполнить вручную».

Для остальных видов пособий в основном используется ручное заполнение реквизитов.

5. После внесения реквизитов нажмите кнопку «Заполнить заявление».

6. В форме «Реестр сведений для выплаты пособий» подготовлен комплект документов для указания данных ЭЛН, расчёта пособий и передачи дополнительных сведений. Заполните документы, затем при необходимости выполните проверку. При обнаружении ошибок система сообщит о них и подскажет, как их исправить.

Протокол ошибок содержит указания на необходимые действия с реквизитами документа и позволяет перемещаться по полям для исправления введённых данных.

7. После заполнения одного заявления заполните по аналогии заявления по остальным сотрудникам. Как только реестр будет готов, нажмите кнопку «Сохранить» для подготовки комплекта к отправке.

Готовый комплект документов отобразится в окне «Создание отчётов». Нажмите кнопку «Отправить», чтобы передать документы в ФСС. При необходимости сохраните черновик комплекта.

После отправки процесс пойдёт по стандартному маршруту документооборота с государственными органами — отчёт попадёт на сервер оператора ЭДО, затем на шлюз приёма сведений в ФСС. После того как государственный орган вернёт протокол, его можно будет увидеть в программе. Программа оповещает о завершении каждого этапа и формирует квитанции.

В случае наличия ошибок в данных сотрудников или в суммах и методах расчёта ФСС ответит отрицательным протоколом проверки с указанием ошибок, после чего можно будет сформировать корректные сведения повторно.

При получении положительного результата приёма сведений дату в протоколе ФСС можно считать отправной точкой отсчёта срока перечисления пособий работникам органами ФСС. Как правило, проверка отчётов на стороне ФСС занимает не более одного дня.

Система TrustTax совместима с квалифицированными сертификатами, выданными любым аккредитованным удостоверяющим центром. Вы можете получить сертификат в нашем УЦ или использовать сертификат, полученный в другом коммерческом или государственном аккредитованном удостоверяющем центре, включая УЦ ФНС России, УЦ Банка России и УЦ Федерального казначейства.
Эта статья была полезной?