Москва, ул. Мишина, 56, стр. 2, этаж 2
г. Москва
Это ваш регион?
8 800 250-8-265
Звонок бесплатный
8 800 250-0-265
Техподдержка 24/7

Продлён срок обязательного перехода на машиночитаемые доверенности: что это значит для бизнеса

19 декабря 2022 года вступил в силу №536-ФЗ, который продлил срок перехода на обязательное применение машиночитаемых доверенностей (МЧД) до 31 августа 2023 года включительно. Рассказываем, как проходит реформа в сфере электронной подписи и МЧД, с чем связано продление сроков и что оно даёт для организаций и ИП, которые пока не перешли на МЧД.
Елена Ефимова
30 Декабря 2022
Юрист
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата
Заполнить заявку

Законодательное реформирование сферы получения и применения электронных подписей стартовало в конце 2019 года. Основные изменения пришлись на период 2020—2022 гг. Среди них — обязанность получения юридическими лицами квалифицированных сертификатов электронной подписи в удостоверяющих центрах ФНС России, Банка России или Федерального казначейства. Аккредитованным удостоверяющим центрам оставили только право выпуска квалифицированных сертификатов для физических лиц, для сотрудников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе по значимости нововведение — обязанность применения машиночитаемых доверенностей (МЧД). Такая обязанность должна была вступить в силу с 1 января 2023 года. Соответственно, с этого момента сотрудники юридических лиц и ИП, применяя свою КЭП, должны были использовать исключительно МЧД.

До первого января 2023 года допустимы были две схемы:

  1. Старая схема. Сотрудники используют ранее полученную квалифицированную электронную подпись или получают новую в коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре. При этом в сертификате удостоверяющий центр указывает данные физического лица и данные работодателя (юридического лица или ИП). Оформить такой сертификат и применять ЭП сотрудник вправе только при наличии бумажной доверенности.
  2. Смешанная и новая схема. Сотрудники действуют как обычное физическое лицо и оформляют квалифицированный сертификат на своё имя. Данных о работодателе в сертификате нет. Применять такую КЭП сотрудник мог при наличии или бумажной доверенности (смешанная схема), или МЧД (новая схема).

По своей сути МЧД — цифровой аналог бумажной доверенности. МЧД должна быть подписана КЭП индивидуального предпринимателя или КЭП руководителя ЮЛ, то есть квалифицированной электронной подписью, которая получена, в частности, в УЦ ФНС России. Технически это файл в формате XML, который загружают и направляют вместе с электронными документами (документом), подписанными КЭП сотрудника.

В большей степени переход был необходим государственным ведомствам для создания и утверждения своего формата МЧД. Первой задачу решила ФНС, которая подготовила соответствующий приказ ещё в 2021 году. Однако у многих других государственных органов вопрос утверждения формата МЧД не решён до сих пор. Проработка схемы электронного взаимодействия для представления электронных документов, подписанных КЭП сотрудника, с приложением МЧД заняла больше времени, чем предполагалось. Как результат — неготовность государственной системы к работе с МЧД. С 1 января 2023 года это привело бы к затруднениям в электронном документообороте между бизнесом и государством. В итоге был принят №536-ФЗ, который внёс изменения в закон об электронной подписи и перенёс срок обязательного перехода на МЧД с 1 января на 1 сентября 2023 года.

Какие варианты получения и использования КЭП сотрудниками будут действовать с 1 января 2023 года

Переходный период сохраняется, поэтому можно использовать ту практику, которая уже сформировалась в организации или у предпринимателя.

Вместе с тем у организаций и ИП есть ещё восемь месяцев для того, чтобы подготовиться к внедрению МЧД, в том числе опробовать их применение на практике в тех сферах, где это уже возможно. Прежде всего это касается электронного взаимодействия с ФНС. Тем более что именно с налоговым органом организации и ИП контактируют на постоянной основе.

Аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст» продолжает поддержку квалифицированных сертификатов, выданных сотрудникам с указанием их данных и данных работодателя. Использование такой КЭП требует наличия бумажной доверенности. Но также мы выпускаем сертификаты для сотрудников как для физических лиц. В этом случае для получения КЭП доверенность организации или ИП не нужна.

Мы оперативно адаптируемся к нововведениям в законодательстве в сфере ЭП и МЧД и продолжим заблаговременно сообщать об изменениях, чтобы наши клиенты могли получать все необходимые услуги и поддержку при любых обстоятельствах.

Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата