Законодательное реформирование сферы получения и применения электронных подписей стартовало в конце 2019 года. Основные изменения пришлись на период 2020—2022 гг. Среди них — обязанность получения юридическими лицами квалифицированных сертификатов электронной подписи в удостоверяющих центрах ФНС России, Банка России или Федерального казначейства. Аккредитованным удостоверяющим центрам оставили только право выпуска квалифицированных сертификатов для физических лиц, для сотрудников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Второе по значимости нововведение — обязанность применения машиночитаемых доверенностей (МЧД). Такая обязанность должна была вступить в силу с 1 января 2023 года. Соответственно, с этого момента сотрудники юридических лиц и ИП, применяя свою КЭП, должны были использовать исключительно МЧД.
До первого января 2023 года допустимы были две схемы:
В большей степени переход был необходим государственным ведомствам для создания и утверждения своего формата МЧД. Первой задачу решила ФНС, которая подготовила соответствующий приказ ещё в 2021 году. Однако у многих других государственных органов вопрос утверждения формата МЧД не решён до сих пор. Проработка схемы электронного взаимодействия для представления электронных документов, подписанных КЭП сотрудника, с приложением МЧД заняла больше времени, чем предполагалось. Как результат — неготовность государственной системы к работе с МЧД. С 1 января 2023 года это привело бы к затруднениям в электронном документообороте между бизнесом и государством. В итоге был принят №536-ФЗ, который внёс изменения в закон об электронной подписи и перенёс срок обязательного перехода на МЧД с 1 января на 1 сентября 2023 года.
Переходный период сохраняется, поэтому можно использовать ту практику, которая уже сформировалась в организации или у предпринимателя.
Вместе с тем у организаций и ИП есть ещё восемь месяцев для того, чтобы подготовиться к внедрению МЧД, в том числе опробовать их применение на практике в тех сферах, где это уже возможно. Прежде всего это касается электронного взаимодействия с ФНС. Тем более что именно с налоговым органом организации и ИП контактируют на постоянной основе.
Аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст» продолжает поддержку квалифицированных сертификатов, выданных сотрудникам с указанием их данных и данных работодателя. Использование такой КЭП требует наличия бумажной доверенности. Но также мы выпускаем сертификаты для сотрудников как для физических лиц. В этом случае для получения КЭП доверенность организации или ИП не нужна.
Мы оперативно адаптируемся к нововведениям в законодательстве в сфере ЭП и МЧД и продолжим заблаговременно сообщать об изменениях, чтобы наши клиенты могли получать все необходимые услуги и поддержку при любых обстоятельствах.