Разработка и внедрение единой информплатформы в лесном комплексе были предусмотрена ещё в 2018 году в соответствии с Распоряжением Правительства от 20.09.2018 №1989-р. Этот нормативный акт утвердил Стратегию развития ЛК до 2030 года. Первоначально запуск системы был намечен на 2023 год, но подготовка потребовала больше времени. Полный переход лесопользователей на ФГИС ЛК с ЕГАИС Лес перенесли на январь 2025 года. В то же время уже с сентября 2023 года в пилотном режиме запустили постепенное подключение к системе российских регионов.
В отличие от ФГИС ЛК, ЛесЕГАИС не формировала полные данные о лесном комплексе. Она затрагивала преимущественно информацию о сделках и других операциях с древесиной. У новой системы более широкий информационный охват. ЛК представлена тремя основными подсистемами: картой лесов (в виде модуля), рабочими зонами для лесопользователей (включает учёт, отчётность и ЭДО) и должностных лиц органов власти (для контроля и взаимодействия).
Лесозаготовители, переработчики древесины и её поставщики работают в госсистеме через личные кабинеты. Их основная задача — фиксировать все этапы оборота подконтрольных объектов во ФГИС ЛК: учёт древесины, её приёмку, переработку, списание, заключение сделок, транспортировку (формирование сопроводительных документов) и т.д.
Пользователем системы может быть любой человек или любая организация. Например, если нужно получить общедоступные данные о состоянии лесов или лесной отрасли, справочную, статическую или аналитическую информацию. Но для представителей профильной отрасли работа во ФГИС ЛК обязательна — так же, как ранее в ЕГАИС Лес.
Основные объекты учёта — древесина и продукты её переработки. Формировать в системе, передавать и фиксировать нужно отчёты о балансе и переработке, электронные сопроводительные документы на транспортировку, места складского хранения, объекты инфраструктуры лесопереработки, а также транспорт, который задействован в перевозках и различных лесных работах.
Нарушение порядка и сроков передачи данных, отчётов (деклараций), других обязательных документов и сведений, нарушение правил предоставления информации влечёт административную ответственность. Штрафы для организаций могут достигать 200-400 тысяч рублей.
Во ФГИС ЛК регистрация не требуется. Лесопользователи входят (авторизуются) в систему через сервис личного кабинета.
Авторизация проходит посредством подтвержденной учётной записи в ЕСИА (Госуслуги). Если записей несколько, необходимо выбрать соответствующую пользователю ФГИС ЛК. При первой авторизации нужно дать согласие на обработку личных данных.
В корректной настройке компьютера поможет размещённая во ФГИС ЛК инструкция. Она актуальна, прежде всего, для тех, кто не работал в ЕГАИС Лес. Пользователям этой системы достаточно сверить настройки с требованиями и убедиться в их соответствии.
В системе реализован электронный документооборот. Направляемые сведения и документы подписывают КЭП. Это может быть подпись организации (руководителя) или ИП. Если в системе работают сотрудники, они используют свои личные КЭП.
Как получить электронную подпись:
Специально для ФГИС ЛК электронная подпись не оформляется. Если она уже есть, можно применять имеющуюся, например ту, которую ранее использовали для работы в ЕГАИС Лес.
Если лесопользователь оформляет КЭП впервые или перевыпускает сертификат с истекающим сроком действия, после получения электронной подписи необходимо настроить рабочее место:
Для корректной настройки нужно следовать рекомендациям УЦ, в котором получена КЭП. Самостоятельно настроить рабочее место поможет пользовательская документация. Если это сложно, рекомендуется воспользоваться сервисами техподдержки и дистанционной настройки, которые обычно предоставляют удостоверяющие центры.
После входа в личный кабинет появляется доступ к необходимым сервисам, включающим:
Процесс формирования, отправки и получения документов по каждому из них последовательно изложен в Руководстве. Выполнение отдельных операций изложено в методических материалах.
Для граждан в системе реализованы возможности просмотра лесной карты, запроса необходимой информации, получения госуслуг в лесной сфере, формирования документов. В рамках электронного документооборота физлицам тоже нужна электронная подпись для ФГИС ЛК, которую можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре «Инфотекс Интернет Траст».
Для доступа в госсистему и к её сервисам понадобится подтверждённая учётная запись на портале Госуслуги (ЕСИА). Просмотр карты лесов не требует авторизации в системе — это публичная информация.
Примечание:
* «Электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — это устаревшие обозначения электронной подписи.