5 апреля 2021 года Совет Госдумы рассмотрел проект Федерального закона № 1138398-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ и Федеральный закон „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“ в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров».
Согласно законопроекту, онлайн-сервис урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей — это электронный сервис единого портала госуслуг. Он призван обеспечить процесс предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований потребителей, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, в рамках досудебного урегулирования споров с потребителями.
До настоящего времени в Российской Федерации отсутствовало правовое регулирование отношений по реализации процедур онлайн-урегулирования споров (ОУС).
В проекте федерального закона в качестве участников системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров выступают стороны потребительских споров: потребители и адресаты требований (исполнители, продавцы, уполномоченные организации или уполномоченные индивидуальные предприниматели, импортёры, владельцы агрегатора), нейтральные лица (специалисты, эксперты, медиаторы и прочие). Потенциально круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен.
Проект федерального закона предусматривает, что обязательным участие в ОУС может быть только в одном случае: если досудебный порядок ОУС установлен договором с потребителем и если потребитель явно согласился с такими условиями договора. В связи с этим адресаты требований должны использовать такие технические решения, которые позволят достоверно установить волеизъявление потребителя на включение в договор таких условий или на заключение договора без включения в него таких условий. В случае если федеральным законом или договором установлен досудебный порядок урегулирования спора, он считается соблюдённым, если требования потребителей были направлены и приняты адресатами требований к рассмотрению с использованием онлайн-сервиса.
Проект федерального закона устанавливает, что услуги онлайн-сервиса для потребителей являются бесплатными.
В процессе урегулирования спора с использованием платформы возможно изменение требований потребителя по согласованию с ним. Например, вместо требования потребителя об устранении недостатков товара стороны могут договориться о возврате товара и возмещении его стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки.