С 12 марта 2020 года проходят публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект подготовлен в целях упрощения системы государственного заказа и создания современной модели закупок.
Как отмечает ФАС, в настоящее время Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, что приводит к злоупотреблениям при проведении закупочной деятельности и к таким проблемам, как:
- искусственные ограничения на торгах;
- демотивирование добросовестных участников;
- злоупотребление правом на обжалование.
Законопроектом предлагается ряд мер, в том числе:
- Установление перечня случаев и порядка проведения неконкурентных закупок, в том числе закупки у единственного поставщика.
- Установление закупки с использованием электронного магазина как конкурентного способа закупки и закрепление особенностей её проведения.
- Закрепление положения, согласно которому годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить посредством проведения неконкурентного способа закупки, установленного в положении о закупке на основании части 3.2 статьи 3 Закона о закупках, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не должен превышать десять процентов совокупного годового объёма закупок заказчика.
- Установление требований к составу заявки для участия в конкурентных закупках, в том числе требований к содержанию и форме банковской гарантии, предоставляемой участниками закупок в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке или обеспечения исполнения договора, в целях создания четких и понятных условий для участия в закупках, упрощения подачи заявки на участие в закупках в соответствии с Законом о закупках.
- Внедрение механизма «универсальной» и «специальной» предквалификации участника закупки, осуществляемой в автоматическом режиме посредством единой информационной системы в сфере закупок.
- Введение рейтинга деловой репутации предпринимателей, который присваивается в автоматическом режиме в единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от количества, качества и стоимости исполненных контрактов (договоров).
- Закрепление положений, согласно которым Правительство Российской Федерации определяет, в том числе, дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком — подрядчиком, исполнителем.
- Установление положения, согласно которому проведение конкурентных закупок в электронной форме осуществляется заказчиками на электронных площадках, перечень которых утверждён Правительством Российской Федерации в соответствии с едиными требованиями, установленными статьёй 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Регламентация действий заказчика и участника закупки при заключении и исполнении договора по результатам проведения закупки.
- Подача жалоб, а также обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в антимонопольный орган исключительно через единую информационную систему в сфере закупок с автоматическим уведомлением сторон о поступившей жалобе, а также о результатах рассмотрения в целях унификации и ускорения процесса их рассмотрения, что, как следствие, влечёт внесение соответствующих изменений в статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части исключения обязанности антимонопольного органа по размещению уведомлений о принятии к рассмотрению жалобы, поданной на действия (бездействие) субъектов контроля Закона о закупках при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, и результатов рассмотрения таких жалоб на сайте антимонопольного органа.
Источник