20 ноября 2019 года было принято решение внести на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 608427-7 «О внесении изменения в статью 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается установить, что жалоба может быть подана двумя способами — на бумажном носителе и в форме электронного документа.
Предусматривается, что жалоба на бумажном носителе может быть подана лично либо по почте заказным почтовым отправлением. Заказное почтовое отправление является устоявшимся в КоАП РФ способом информирования, в том числе так направляются копии постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого вынесено такое постановление. Целесообразно установить аналогичный способ почтового отправления и для жалобы на полученное постановление.
Жалобы в форме электронного документа предлагается подавать одним из двух способов. Первый способ предполагает использование усиленной квалифицированной электронной подписи, если жалоба направлена на электронную почту административного органа или посредством заполнения формы на официальном сайте такого органа. Второй способ — это направление жалобы с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при условии регистрации лица, подающего жалобу, в единой системе идентификации и аутентификации. Следует отметить, что регистрация лица в ЕСИА предполагает обязательное установление и подтверждение его личности, что обеспечивает санкционированный доступ к порталу государственных и муниципальных услуг надлежащих лиц и соответствует требованиям ч. ч. 1, 1.1 ст. 30 1 КоАП РФ.
По мнению профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы, для реализации предлагаемого законопроектом способа подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в электронном виде потребуется разработка технических условий и приобретение программного обеспечения для интеграции информационных систем органов судебной власти, федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, с Единым порталом государственных и муниципальных услуг, что влечёт дополнительные расходы средств федерального бюджета.
В связи с этим профильный комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
В заключении Правового управления Госдумы отмечено, что концепция законопроекта представляется актуальной, однако её реализация потребует разработки специального программного обеспечения, а также дополнительного технического обеспечения не только судов, но также органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.