Федеральный закон №44-ФЗ регламентирует закупки органов власти из средств госбюджета, №223-ФЗ — отдельных юридических лиц из своих доходов.
Состав поставщиков по двум нормативным актам одинаковый: юридические, физические лица, самозанятые, ИП.
Ограничения для 44-ФЗ:
Организация может отказаться продолжать работу с фирмами из реестра недобросовестных поставщиков.
Оба закона закрепляют приоритет некоторых категорий перед другими поставщиками. Например, по №44-ФЗ преимущество имеют:
Учреждения УИС и организации инвалидов могут снизить цену на торгах, но в итоге получат на 15% больше от заявленной суммы, но не больше начальной максимальной цены. Например, больнице нужно закупить деревянные двери, которые могут изготовить в колонии поселений. Сумма контракта 100 000 рублей, учреждение УИС снижает ее до 70 000 рублей и побеждает в конкурсе. Но в итоге получает оплату в размере 80 500 рублей.
70 000 + 15% (10 500 рублей) = 80 500 рублей.
Также к числу преференций относятся особые условия обеспечения по более низкой процентной ставке, преимущества перед другими поставщиками и меньшая сумма комиссии за победу. Не менее четверти всех операций в год должны проходить через СОНКО и малый бизнес.
По №223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, производители и поставщики отечественных товаров имеют приоритет среди других компаний. Малый и средний бизнес получают минимум 25% от всех заказов, а российские товары с услугами закупаются в числе первых. При этом их объём должен быть не меньше установленной доли закупок в зависимости от наименования. Например, если компании нужна бумага, то приобретается не менее 90% продукции отечественных производителей.
Если участвуют несколько поставщиков, то закупка проходит в виде:
Победителем становится участник, который соответствует требованиям заказчика и предлагает лучшие условия.
Возможен вариант, когда товар или услугу предлагает только одна компания. Тогда она выступает как единственный поставщик и с ней заключается контракт.
Закон №44-ФЗ строго регулирует все процедуры, №223-ФЗ оставляет больше свободы в выборе, но устанавливает требование прописывать основные моменты в положении о закупке.
Федеральный закон №44-ФЗ обязывает проводить торги на восьми специализированных электронных площадках.
Закон №223-ФЗ таких требований не предъявляет, площадки могут различаться и быть как специализированными, так и частными. Но для закупок у малого и среднего предпринимательства требования более строгие — только те площадки, которые определены положениями закона.
Для удобства процесса используется Единая информационная система (ЕИС), куда загружаются документы и нормативные акты.
Закон №44-ФЗ определяет общие правила проведения тендеров и заключения договоров. Это значит, что процедура должна быть одинаковой для всех.
№223-ФЗ рамочно регулирует порядок, предоставляет большую свободу заказчикам в разработке собственных правил и процедур. Это позволяет гибко подходить к процессу и учитывать специфику конкретной организации. Подробную информацию прописывают в положении, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно. Оно может включать требования и условия для участников закупки.
Процедура включает несколько этапов:
Для закупок нужна электронная подпись (ЭП), ее тип зависит от выбранной электронной площадки. Для процедур по №44-ФЗ используют усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП), которая выдаётся аккредитованными удостоверяющими центрами и соответствует стандартам безопасности. В остальных случаях нужно уточнять требования к ЭП на конкретной электронной торговой площадке.
Сроки подачи документов зависят от способа закупки и требований заказчика. Они варьируются от четырех рабочих дней до нескольких месяцев. В №44-ФЗ прописаны точные сроки, в №223-ФЗ — по решению заказчика.
Допустим, для конкурса на поставку товаров заявки принимаются в течение 30 дней с момента публикации извещения о закупке, а на электронный аукцион — одновременно с окончанием подачи предложений о цене контракта.
Участники переводят определённую сумму на специальный счёт в банке или предоставляют банковскую гарантию. Так они подтверждают свою готовность заключить контракт. Это делается для защиты заказчиков от недобросовестных организаций, которые могут отказаться от обязательств после выигрыша.
В №44-ФЗ и №223-ФЗ эти требования соблюдаются при начальной максимальной цене контракта от 1 миллиона и 5 миллионов рублей соответственно.
Процесс обеспечения включает:
После успешного прохождения всех этапов, выбора победителя и выполнения им всех условий, средства возвращают участнику.
По №44-ФЗ оформляют контракт строго в соответствии с предусмотренной процедурой. В процессе его исполнения нельзя изменять существенные контрактные условия. Прекращение действия документа возможно по решению суда, по взаимному согласию сторон или в одностороннем порядке.
По №223-ФЗ подписывают договор, правила его заключения фиксируют в положении. Стороны меняют условия, если это не противоречит закону. Основания для расторжения указывают в договоре или рассматривают в суде при наличии существенных нарушений.
Заказчики обязаны подготавливать следующие отчёты:
Жалобы по нарушениям со стороны заказчика рассматривает Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные органы. Участники могут заполнить форму также через личный кабинет в ЕИС.
По №223-ФЗ жалобы также рассматриваются органом власти, который обеспечивает деятельность заказчика в рамках ведомственного контроля.