Маркировка действует не первый год, и текущий этап развития — постепенное распространение процесса на новые группы товаров. Сейчас регистрация актуальна для:
Первой группе участников рынка сложнее, им придётся выстраивать работу с маркированными товарами с нуля. У второй категории обычно уже есть некоторая программно-техническая база (например, квалифицированная электронная подпись (КЭП), учётная система, онлайн-касса, сканеры штрих-кодов), поэтому можно сразу приступать к регистрации. Легче всего тем участникам рынка, которые уже работают с подконтрольными товарами, и им нужно просто распространить рабочие процессы на новые группы товаров — новая регистрация не требуется.
Что нужно для регистрации и работы в Честном ЗНАКе:
Перед регистрацией необходимо убедиться, что АРМ соответствует требованиям системы маркировки:
После перехода на страницу регистрации на сайте системы нужно запустить пошаговую проверку готовности АРМ пользователя для регистрации.
При положительном результате проверки станет доступна регистрация в ГИС МТ «Честный ЗНАК», после чего необходимо:
После того как договор с оператором системы будет подписан, участник может приступать к работе в системе.
Для некоторых товаров, которые подлежат маркировке (например, шубы), вместо кода Data Matrix предусмотрены метки RFID (радиочастотная идентификация), вшивные или навесные. Такие метки с чипами выпускает Гознак, и для их получения обязательно нужно заключить с этой организацией договор.
Система Честный ЗНАК не требует платы за регистрацию. Затраты на участие в системе маркировки связаны с оснащением (закупка оборудования, ПО, оформление КЭП, настройка специалистом) и оплатой кодов маркировки (каждый — 60 копеек с НДС).
Наибольшие затраты у производителей, поскольку им нужна закупка оборудования для распечатки и нанесения кодов на каждый товар (упаковку). Стоимость маркировочного оборудования варьируется очень широко в зависимости от типа, производительности, функционала и других характеристик. Чем больше предприятие, тем больше затрат.
Оператор системы маркировки бесплатно предоставляет производителям отдельное оборудование: регистратор эмиссии (отправляет запросы и получает коды маркировки) и необходимое для него программное обеспечение. Это называется станцией управления заказами. Эти программно-технические средства можно запросить у оператора в безвозмездное пользование либо получить к ним дистанционный доступ.
Для работы с радиочастотными RFID-метками, которые используются при маркировке меховой продукции, необходимо специальное ПО, которое обеспечит учёт нанесения средств маркировки, обработку информации и передачу данных в систему. Есть платные готовые решения и бесплатные варианты, но для бесплатных нужно подбирать совместимые считыватели.
Затраты розницы — это стоимость, прежде всего, онлайн-кассы и сканеров. Если оборудование уже есть, и оно подходит для работы с маркировкой, приобретать дополнительно ничего не нужно. То же самое касается оформления КЭП. Для нового бизнеса оптимальный вариант — комплект оборудования для работы с товарами, подлежащими маркировке. На рынке много разных по функционалу, комплектности и стоимости наборов, поэтому можно подобрать наиболее подходящий.
Оператор системы (ЦРПТ) предлагает готовые решения для небольшого бизнеса. Среди них — бесплатная система ЭДО, относительно недорогое оборудование и ПО (принтеры этикеток, сканеры, прошивка онлайн) от российских производителей-партнёров ЦРПТ.
Таким образом, товар отслеживается на каждом этапе смены собственника — от производителя (импортёра) до конечного потребителя. Маркировка позволяет проследить весь путь товара и его историю не только государственным органам, но и обычным потребителям (с помощью мобильного приложения).
Розница принимает товары по УПД, реализует и выводит из оборота, о чём свидетельствует чек, а также информация, которую собирает оператор фискальных данных (ОФД). Документ о выбытии товара розница передаёт в ГИС «Честный ЗНАК» через ОФД (кассу, подключённую к серверу ОФД), с оператором должен быть заключён соответствующий договор.
Общепит, гостиницы (сектор HoReCa) и госучреждения тоже принимают маркированные товары по УПД, но выводят их из оборота, предоставляя в систему информацию об использовании товаров для собственных нужд или в производственных целях.
Если на каком-либо этапе маркировка (наклейка, этикетка, чип) потерялась, стала нечитаемой, товар нужно перемаркировать: заказать новый идентификатор и нанести его. Этот процесс отражают в системе. Перемаркировка, по сути, требует совершения таких же действий, какие совершает производитель или импортёр, а значит, наличия соответствующих программно-технических средств. И часто это невыгодно, особенно рознице. Поэтому вместо перемаркировки товар часто просто выводят из оборота без реализации.