Возможность создания и использования обезличенной электронной подписи предусматривает ч. 3 ст. 14 закона об электронной подписи. Согласно этой норме, а также п. 5 ч.1 и п. 3 ч.2 ст. 17.2 и статьи 17.4 указанного закона, при выпуске сертификата ЭП для юридических лиц и органов власти допускаются следующие его варианты:
Пользователем обезличенной электронной подписи может быть:
Сертификат обезличенной электронной подписи может получить и индивидуальный предприниматель, но в этом случае именно его данные будут указаны в сертификате, поэтому такой сертификат сложно назвать обезличенным. Однако Удостоверяющий центр ФНС России допускает возможность выпуска обезличенных сертификатов как для юридических лиц, так и для предпринимателей.
Пределы применения обезличенной ЭП (обезличенных квалифицированных сертификатов) крайне ограничены.
Основное и единственное назначение обезличенных сертификатов ключей проверки электронной подписи — автоматическое создание или автоматическая проверка электронных подписей в информационных системах. Это назначение охватывает применение обезличенной ЭП для подписания информации и электронных документов в некоторых информационных системах. Возможность применения обезличенной ЭП в конкретной информационной системе необходимо уточнять у её оператора. В частности, такая подпись не подойдёт для авторизации и работы коммерческих организаций, НКО и ИП на портале Госуслуги, в системе госзакупок, на федеральных электронных торговых площадках и во многих других системах.
Юридические лица и ИП, которые получают квалифицированные сертификаты в удостоверяющем центре ФНС, как правило, используют обезличенные подписи в двух случаях:
Обезличенный квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который выпускает УЦ Центробанка, могут получить кредитные организации, операторы платёжных систем, кредитные рейтинговые агентства, актуарии, а также ИП и некредитные финансовые организации, которые осуществляют деятельность, указанную в части 1 ст. 76.1 закона о Центробанке (профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, МФО, кредитные кооперативы, страховщики и пр.). Пределы действия такой обезличенной подписи ограничены на общих условиях — автоматическое создание и (или) проверка ЭП в электронных документах.
Органы власти получают обезличенные квалифицированные сертификаты в удостоверяющем центре Федерального казначейства. Обезличенная ЭП используется в контуре государственных или муниципальных информационных систем, а также в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Исходя из назначения и пределов использования обезличенного сертификата ключа проверки электронной подписи, такой сертификат необходим только операторам информационных систем, для работы в системах, которые ориентированы на оказание государственных или коммерческих услуг, а также для работы в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на уровне государственных и муниципальных органов власти.
Обязанности получать обезличенный сертификат нет. По крайней мере, для бизнеса. По своей сути обезличенная ЭП — это электронный аналог печати. Использовать такую подпись в любых информационных системах разрешили только в 2022 году, но пределы использования сохранили в тех же границах, которые существовали на 2019 год, когда выпуск и применение обезличенной электронной подписи впервые были узаконены.
Обезличенный сертификат может быть обязателен только в случаях, прямо указанных в законах или в правилах (регламенте) определённой коммерческой или государственной информационной системы.
Квалифицированный сертификат, в котором в качестве владельца указано и юридическое лицо, и конкретное физическое лицо, — наиболее безопасное решение. Этим и объясняется ограниченность пределов применения обезличенной электронной подписи. При необходимости сотрудники компании могут получить квалифицированный сертификат ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах. В этом случае вся ответственность за использование электронной подписи будет лежать на конкретном сотруднике — владельце сертификата.