Система совершенствуется и постепенно переводится в цифровой формат. Например, в 2024 году Правительство утвердило Концепцию развития до 2027 года (распоряжение №1636-р от 26.06.2024), которая закрепила ключевые направления изменений. В частности, речь про расширение цифровых возможностей, единые правила работы площадок и снижение административной нагрузки.
Рассказываем о том, как сейчас проводятся электронные закупки малого объёма (ЗМО), какие нюансы стоит учесть и каких нововведений стоит ожидать в будущем.
Электронные малые закупки по №44-ФЗ (ст. 93) разрешено проводить в случаях, которые указаны в этой статье закона. Зачастую стоимость и объёмы таких закупок настолько невелики, что проводить обычные торги попросту нецелесообразно. Например, небольшой организации нет смысла запускать целый аукцион, когда требуется лишь разовая поставка канцелярии. В таком формате сельская школа легко заказывает ремонт розеток в кабинетах, а районная администрация закупает услуги такси для командировки сотрудника.
Смысл механизма заключается в том, чтобы организации могли оперативно закрывать текущие потребности — от пополнения расходных или хозяйственных материалов до небольших подрядов, а предприниматели могли без лишней бюрократии выйти на рынок госзаказа.
В процессе может участвовать любой исполнитель, поставщик или продавец. В качестве покупателей выступают органы власти и госучреждения. Продавцы — юридические лица, компании, индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые. Например, самозанятый дизайнер может предложить мэрии услуги по разработке макетов, а небольшая типография — печать буклетов для государственных вузов.
Зачастую участнику достаточно иметь учётную запись в ЕСИА, квалифицированную электронную подпись (КЭП) для визирования документов и учётную запись в системе госзакупок (ЕИС). Для ряда товарных позиций также понадобится лицензия. Это, например, касается медицинских изделий и образовательных услуг.
У заказчиков есть несколько инструментов, которые позволяют быстро закрывать потребности, а у бизнеса есть свои, чтобы по-разному заходить на рынок. По типу взаимодействия ЗМО можно разделить на два вида:
Рассмотрим их подробнее.
Для заказчика это, как правило, более удобный формат. Он просто публикует свой запрос в маркете, описывая, что ему нужно, а поставщики предлагают свои услуги или товары.
В качестве примера: школа публикует запрос на поставку 50 офисных стульев, и в течение суток получает предложения от региональных производителей мебели.
Такой сервис может быть как частью функционала торговых площадок (ЭТП), так и отдельным сайтом. Например, Единый агрегатор торговли (ЕАТ, ранее «Берёзка») — отдельный агрегатор, похожий на крупный интернет-магазин.

На ТЭК-Торг, ЭТП РАД и РТС-тендер под эти процедуры отведены сервисы.

Платформы сами устанавливают регламенты, касающиеся регистрации, правил отбора, формата и обеспечительных платежей. Площадку стороны вправе выбирать сами.
Здесь процесс выглядит ещё проще: заказчик берёт готовое предложение из витрины и напрямую заключает сделку. Такие тендеры организуются на государственных платформах. По сути, это выглядит как обычная покупка на маркетплейсе, только в плоскости взаимодействия бизнеса и с юридической силой государственного контракта.
В качестве примера: техническая компания предлагает готовый пакет по сервисному обслуживанию принтеров, его прямиком из витрины без дополнительных переговоров приобретает поликлиника.

Участники получают возможность заключить контракт в упрощённом порядке. Но применить этот механизм можно только в пределах установленных лимитов. Если стоимость превышает допустимые границы, придётся использовать стандартные конкурентные процедуры.
На сегодняшний день лимиты составляют:
Основные плюсы этого вида закупок заключаются в скорости, прозрачности и простоте. По сути, ЗМО выглядит как обычный заказ услуги для человека.
Быстрое закрытие потребности. В отличие от крупных тендеров, оформить покупку можно за считанные дни. От публикации запроса до заключения сделки может уйти около 5 дней, в то время как на аукцион потребуется минимум 1 неделя. Здесь не нужно проходить сложные согласования, а исполнитель получает возможность быстро выполнить обязательства и получить оплату.
Экономия средств. Для участия зачастую не требуется внесение обеспечения заявки, а иногда — и обеспечения контракта. В случае маркетов, где устанавливается обеспечительный платёж, его размер обычно не превышает 5% от стоимости. Стоит учитывать, что некоторые платформы могут брать небольшую комиссию за посредничество. Так или иначе, обеим сторонам не нужно заранее закладывать большие средства.
Снижение бюрократии. Процедуры максимально упрощены: меньше документов, меньше согласований, нет необходимости проходить многоступенчатую экспертизу, все сделки можно заключить онлайн. Участникам нужно лишь соответствовать требованиям закона, не потребуется тратить время на подтверждение квалификации или опыта.
Прозрачность и контроль. Все этапы фиксируются в системе торговой площадки. Заказчик видит каждую позицию, а поставщик — свои шансы на победу. Такой подход минимизирует риск конфликтов и спорных ситуаций.
Расширение возможностей для бизнеса. Поставщики получают доступ к новым рынкам, а это означает:
Процедура предусматривает следующий порядок:
Заявку формируют, подписывают электронной подписью и размещают на ЭТП. Если речь идёт про несколько видов товаров, то на каждый из них необходимо подготовить самостоятельный оффер. Все условия фиксируются заранее, что позволяет заблаговременно оценить возможность участия.
Зачастую нужно обязательно указать наименование, характеристики (данные берутся из официального каталога КТРУ) и количество продукции, территорию поставки — регион, муниципалитет или округ, срок действия, начальную цену, другие параметры.
Размещённое предложение считается заявкой на участие. Если оно соответствует требованиям извещения, оператор ЭТП направляет его всем подходящим потенциальным покупателям.
Заказчик публикует в ЕИС извещение, проект контракта и обоснование цены. На этом же этапе доступна установка нацрежима — с ним преимущество получат участники с отечественными товарами.
В течение часа после размещения извещения оператор ЭТП отбирает не более пяти предложений, подходящих условиям извещения и имеющих наименьшую цену. Отобранным заявкам присваиваются номера в порядке увеличения цены: от 1 (наименьшая) до 5 (наибольшая). Если же все или некоторые отобранные из участников установили одинаковые запросы, преимущество получает тот, кто подал заявку раньше. Отобранные заявки с присвоенными порядковыми номерами направляются заказчику.
После получения заявок заказчик в течение рабочего дня должен их рассмотреть, отобрать соответствующие требованиям и отклонить те, что им не соответствуют. Оставшимся заново присваиваются номера в порядке возрастания цены. Итоги заносятся в протокол, который направляется оператору ЭТП и в течение часа размещается на портале госзакупок.
Контракт подписывается с тем, кто получил первый номер после итогового ранжирования. Подписание проводится в цифровой форме с использованием КЭП, что обеспечивает юридическую силу сделки и исключает необходимость бумажного оформления.

На каждой из восьми федеральных ЭТП предварительные предложения можно размещать заранее. Это позволяет быстро откликаться на новые извещения и повышает шансы привлечь новых клиентов. Например, городской ИП уже через неделю после регистрации может получить свой первый контракт на поставку.
Основной порядок действий почти не отличается, поэтому рассмотрим общий алгоритм.

Квалифицированный сертификат обеспечивает самый надёжный и защищённый вариант электронной подписи, равнозначный с юридической точки зрения подписи от руки. Такие сертификаты выпускают аккредитованные Минцифры удостоверяющие центры.
Оформить подпись лучше заранее — это позволит сразу начать работать на большинстве площадок и публиковать свои предложения без задержек. Например, можно обратиться в один из крупнейших аккредитованных УЦ страны — «Инфотекс Интернет Траст».
Сертификат включает в себя расширения для всех основных ЭТП по №44-ФЗ и №223-ФЗ, в том числе:
Сфера активно совершенствуется, и в ближайшие годы нас ждут важные изменения. Концепция совершенствования обозначена в распоряжении Правительства РФ № 1636-р от 26.06.2024.
Вот некоторые из планируемых нововведений:
В целом, развитие сферы направлено на повышение прозрачности, удобства и доступности системы, а также на поддержку бизнеса. На практике это значит, что бизнесу станет проще работать, а расходы на участие станут более предсказуемыми. Но окончательные правила ещё формируются, и поставщикам важно следить за изменениями законодательства.