Сертификат КЭП, выданный аккредитованным УЦ ФНС, позволяет его владельцу дистанционно работать с государственными системами, участвовать в государственных и коммерческих закупках, подавать налоговые декларации и другую отчётность в электронном виде, а также заверять электронные документы.
Квалифицированная электронная подпись обеспечивает юридическую значимость электронного документа и может использоваться во многих сферах хозяйственной деятельности.
Для сертификатов КЭП, выпущенных в УЦ ФНС, срок действия составляет 15 месяцев, независимо от типа ключевого носителя, используемого владельцем сертификата.
Действие сертификата КЭП может быть прекращено по инициативе владельца и до истечения этого срока. Например, в следующих случаях:
УЦ ФНС может аннулировать сертификат и без заявления владельца, по другим причинам. Например, если суд установил, что сертификат содержит недостоверную информацию.
Если срок действия сертификата истечёт, владелец потеряет доступ ко множеству электронных сервисов: не сможет сдавать отчётность, участвовать в закупках на электронных торговых площадках, подписывать электронные документы. Из-за этого организация или индивидуальный предприниматель рискуют получить штрафы от контролирующих органов и в большинстве случаев не смогут сотрудничать с контрагентами. Поэтому о перевыпуске сертификата КЭП необходимо позаботиться заранее.
При первичном выпуске обязательно личное присутствие заявителя в точке выдачи. Это нужно для идентификации (подтверждения личности) будущего владельца квалифицированного сертификата. Отправить в удостоверяющий центр другого человека, даже по доверенности, нельзя. В случае перевыпуска сертификата до истечения его срока действия, очный визит уже не требуется.
Есть несколько вариантов:
В первых двух случаях процесс схож с первичным выпуском. Эти варианты подойдут, если срок действия сертификата уже истёк или ключевой носитель (токен), на который были записаны ключи КЭП заявителя, был утерян или испорчен. Обратиться можно в любую точку выдачи, без привязки к конкретной территории: даже если первый сертификат владелец получал в Москве, перевыпустить его можно и в другом регионе.
Перевыпуск сертификата КЭП через личный кабинет (ЛК) заявителя, зарегистрированного в УЦ ФНС, возможен только при соблюдении ряда условий:
Если хотя бы одно из этих условий не может быть соблюдено, для получения сертификата придётся лично посетить ИФНС или точку выдачи доверенного лица.
Дистанционный вариант зачастую намного удобнее очного — не нужно тратить время на дорогу до точки выдачи, а в формируемое через ЛК заявление на получение сертификата информация вносится автоматически.
В первую очередь необходимо проверить, в порядке ли текущий сертификат. Это можно сделать на портале Госуслуг или с помощью сертифицированного средства электронной подписи, например ViPNet CSP или КриптоПро CSP. Практика показывает, что оптимально инициировать выпуск нового сертификата за 1 месяц до окончания срока действия старого — в таком случае есть запас времени на технические доработки и устранение неполадок.
Также не будет лишним убедиться, что программное обеспечение обновлено до самых свежих версий и работает исправно. Следует учесть и технические требования, которые предъявляют сервисы УЦ ФНС:
Настроить АРМ или мобильное устройство и обновить сертификат, не сталкиваясь с техническими сложностями, можно при помощи технических специалистов. Такую услугу предоставляет аккредитованный УЦ «Инфотекс Интернет Траст» (ИИТ).
Сертификат перевыпускают дистанционно с помощью сервиса ФНС. Обновить сертификат КЭП можно через ЛК юрлица или предпринимателя.
Для перевыпуска сертификата через официальный сайт ФНС необходимо:

Чтобы упростить процесс обновления сертификата в УЦ ФНС и избежать ошибок человеческого фактора, можно обратиться за технической поддержкой в один из крупнейших аккредитованных УЦ страны — «Инфотекс Интернет Траст». Специалисты дистанционно подключатся к рабочему месту, проверят конфигурацию, в случае необходимости обновят ПО, помогут сформировать запрос в УЦ ФНС и получить новый сертификат. Весь процесс проходит полностью удалённо.
Новая ключевая информация будет записана на старый токен, поэтому важно, чтобы он был в рабочем состоянии.
Если вы хотите перевыпустить сертификат руководителя организации или ИП с помощью специалистов «Инфотекс Интернет Траст»:
Из-за чего может не получиться перевыпустить ЭЦП*?
Сложности с перевыпуском сертификата чаще всего возникают по следующим причинам:
Убедитесь, что установленное ПО и настройки компьютера соответствуют требованиям для работы с электронной подписью и проверьте срок действия сертификата, который собираетесь использовать для дистанционного перевыпуска.
Если я закажу у вас услугу помощи с перевыпуском, смогу ли перенести её на день или два? Пока не знаю точно, в какой день получится этим заняться.
Рекомендуем вам предварительно оставить заявку на услугу помощи с дистанционным перевыпуском сертификата. В ближайшее время после этого с вами свяжется наш специалист, с которым вы сможете обсудить удобную вам дату и время оказания услуги. При необходимости процедуру можно будет перенести.
Примечание:
* «Электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — это устаревшие обозначения электронной подписи.