Основные требования к участникам госзакупок регулирует статья 31 №44-ФЗ. Большинство требований остались прежними, но их применение было конкретизировано. Положения статьи 31 теперь применяются только в отношении конкурентных способов закупки и в некоторых случаях проведения закупки у единственного поставщика. К таким случаям отнесены, в частности, малые закупки, закупки в рамках подготовки и проведения выборов, закупки на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) и закупки отдельными видами государственных и муниципальных учреждений.
Правительство РФ получило расширенные права по установлению дополнительных требований, как к участникам закупок, так и к отдельным видам закупок. Такие требования могут касаться опыта работы, деловой репутации, материально-технической базы, размера финансовых и кадровых ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения контракта. Например, дополнительные требования для участников закупок в определённых сферах деятельности установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.
При проведении конкурентной закупки с НМЦК от 20 млн рублей участники должны соответствовать дополнительному требованию (универсальная предквалификация) — о наличии в течение последних трёх лет успешно исполненного госконтракта, стоимость обязательств по которому составляет не менее 20% НМЦК. Исключение — закупки, в которых правительством уже установлены дополнительные требования к участникам (специальная предквалификация).
Участники из сегментов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) получили больше возможностей для заключения госконтрактов. Доля обязательных закупок в этих сегментах увеличилась с 15% до 25% годовых закупок заказчика, а НМЦК контрактов с представителями МСП и СОНКО составит до 20 млн рублей.
Конкурентные закупочные процедуры оптимизировали. Осталось только три вида закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключены маловостребованные способы закупок, такие как запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием.
Серьёзно изменился и порядок проведения процедур. Такие новшества участникам необходимо изучить отдельно, ориентируясь на основные или предпочтительные для участия виды и процедуры закупки. Не исключено, что придётся полностью изменить или скорректировать используемые стратегии и тактики участия в закупках.
В условиях дедолларизации российской экономики теперь нельзя использовать иностранную валюту для определения и обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком. Исключение сделано только для госзаказчиков, которые работают за рубежом, в частности для консульств и представительств (дипломатических и торговых).
До конца 2022 года заказчик вправе не требовать гарантийные обязательства и обеспечение исполнения контракта. Исключение — контракты, по которым предусмотрен аванс, но не предусмотрено казначейское сопровождение.
Среди видов обеспечения появился новый — независимая гарантия. На текущий момент независимую гарантию можно приобрести в госкорпорации ВЭБ или в региональной гарантийной организации.
При заключении контрактов жизненного цикла (например, контрактов, предусматривающих поставку и обслуживание товара) предоставление обеспечения будет поэтапным: на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и на последующее обслуживание, сопровождение и т.п. Соответственно, стоимость каждого этапа исполнения контракта жизненного цикла заказчик должен указывать отдельно.
Казначейское сопровождение может быть обычным и расширенным. Правила казначейского сопровождения регулирует Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024, бюджетное законодательство, а применительно к госзакупкам — №44-ФЗ.
Расширенное казначейское сопровождение необходимо:
В соответствии с изменениями в №44-ФЗ, обычное казначейское сопровождение контрактов предусмотрено для тех же самых случаев, что перечислены выше, но при НМЦК 5 млн рублей (ранее было 600 тысяч рублей). Для договоров, которые заключаются в целях исполнения госконтракта, казначейское сопровождение необходимо при цене договора 100 тысяч рублей и более.
Условие о казначейском сопровождении заказчик указывает в извещении, если расчёты по контракту в целом или в части аванса подлежат такому сопровождению.
Статья 42 №44-ФЗ, регулирующая содержание, порядок и сроки размещения извещения о закупке, предстала в новой редакции. Формально закупочной документации больше не будет. Но фактически то, что раньше входило в такую документацию, теперь должно содержаться непосредственно в извещении и (или) в приложениях к извещению.
Прежний формат «извещение + закупочная документация» сохранён только для закрытых закупок. К основаниям для проведения закупки закрытым способом добавилось новое: такой способ вправе применять заказчики, которые попали под санкции или недружественные действия со стороны иностранных государств.
В ряде случаев заказчики могут в одностороннем порядке менять существенные условия контракта. Такое правило появилось ещё в 2021 году в отношении контрактов жизненного цикла, контрактов «под ключ», контрактов на строительство, капитальный ремонт или снос объекта капстроительства и контрактов на работы по сохранению объектов культурного наследия. Действие указанного правила продлили на 2022 год. Кроме того, изменять существенные условия контракта до конца 2022 года вправе госзаказчики из специального перечня, но только в части корректировки условий при повышении цен на строительные материалы.
Как и ранее в реестр недобросовестных поставщиков будут включать компании и ИП, которые неправомерно уклонились от заключения контракта, не исполнили обязательства по госконтракту или исполнили их ненадлежащим образом.
Учитывая возможные изменения в экономической и политической сферах, нельзя исключить, что законодательство о госзакупках будет и дальше корректироваться. Исходя из этого, участникам контрактной системы необходимо в постоянном режиме отслеживать внесение изменений и дополнений в №44-ФЗ.