Об истории разработки поправок к закону об электронной подписи мы рассказывали в первой части статьи. Далее — о том, что изменяется с принятием поправок.
Принятый Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи” и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вносит существенные изменения и дополнения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Изменения направлены на реформирование системы выдачи квалифицированных сертификатов и технологии использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при участии в правоотношениях различных субъектов электронного документооборота (физических лиц, юридических лиц, нотариусов, лиц, замещающих государственные должности органов власти различного уровня, индивидуальных предпринимателей, участников кредитно-финансовой системы).
Среди нововведений: значительное ужесточение требований к порядку аккредитации и деятельности удостоверяющих центров (УЦ), передача государству существенной части полномочий по выпуску квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, значительные изменения в технологии подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием машиночитаемых доверенностей, введение института третьей доверенной стороны и определение понятия метки доверенного времени, а также создание предпосылок для использования квалифицированной облачной электронной подписи и дистанционной идентификации заявителей без личного присутствия при выдаче сертификатов.
По сравнению с законом «Об электронной подписи» в редакции от 23.06.2016 года поправки содержат целый ряд существенных изменений и дополнений.
Значительно ужесточаются требования к порядку аккредитации коммерческих УЦ и их деятельности, в частности:
К перечню аккредитованных удостоверяющих центров отнесены, помимо УЦ, получающих аккредитацию в установленном законом порядке, удостоверяющие центры федерального значения:
УЦ Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) вправе определить из числа аккредитованных УЦ перечень доверенных лиц, наделяемых полномочиями на приём заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выдачу сертификатов, изготовленных УЦ ФНС, а также на создание и хранение ключей электронной подписи заявителей для дистанционного использования и на создание с их помощью электронных подписей. Деятельность доверенного лица должна соответствовать порядку реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей, установленному УЦ ФНС. Доверенные лица УЦ ФНС должны соответствовать дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ, и требованиям в области информационной безопасности, установленным ФСБ России.
Аккредитованным УЦ предлагается выдавать квалифицированные сертификаты на безвозмездной основе или за плату, порядок определения которой вправе установить Правительство Российской Федерации.
Изменено определение сертификата для юридического лица: теперь при выдаче сертификата юридическому лицу в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица может указываться только физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, то есть единоличный исполнительный орган (руководитель или директор).
Разрешено использование «обезличенных» сертификатов для юридических лиц, в том числе квалифицированных, без указания физического лица в качестве второго владельца, для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в любых информационных системах, а не только используемых при оказании государственных или муниципальных услуг, как было определено ранее.
Определён термин «заявитель» — лицо, обращающееся в УЦ с заявлением на выдачу сертификата ключа проверки ЭП в качестве его будущего владельца.
В обязанности удостоверяющего центра при выдаче сертификата вместо обязанности по установлению личности получателя сертификата либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, вводится обязанность «идентификации заявителя». Идентификация заявителя может проводиться при его личном присутствии или без его личного присутствия — дистанционно.
Скорректированы требования к обязанностям доверенных лиц УЦ (при приёме заявлений и вручении сертификатов доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя только при его личном присутствии), что в совокупности с введённым определением заявителя запрещает теперь доверенному лицу УЦ принимать заявления и выдавать сертификаты представителю заявителя, действующему по доверенности, но не являющемуся владельцем сертификата.
Изменён список документов и сведений, предоставляемых заявителем при получении квалифицированного сертификата: вместо доверенности, подтверждающей право заявителей действовать от имени других лиц, указан документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
Скорректированы требования к процедуре ознакомления заявителя с информацией, содержащейся в выданном ему квалифицированном сертификате: подтверждение ознакомления может осуществляться под расписку с использованием КЭП при наличии действующего квалифицированного сертификата или с использованием простой электронной подписи (ПЭП), ключ которой получен в соответствии с правилами использования ПЭП при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Законодательно закрепляется возможность использования при создании и выдаче сертификата (в том числе квалифицированного) дистанционной идентификации заявителя (без его личного присутствия) с применением информационных технологий:
Аккредитованный УЦ на безвозмездной основе обеспечивает физических лиц средствами криптографической защиты информации для проведения их идентификации на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия.
В состав квалифицированного сертификата должен включаться идентификатор, однозначно указывающий на способ, которым был идентифицирован заявитель при выдаче квалифицированного сертификата (при личном присутствии или дистанционно), определяющий порядок использования подписанных электронных документов в государственных информационных системах.
Устанавливается явный запрет на какие-либо ограничения признания КЭП и указывается на недопустимость требований со стороны информационных систем включения в квалифицированный сертификат информации, не являющейся обязательной в соответствии с №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Требования к средствам электронной подписи дополнены требованиями к визуализации результатов проверки электронной подписи: визуализация должна содержать информацию о том, что документ подписан электронной подписью, о номере, владельце и периоде действия сертификата.
Законодательно закрепляется возможность реализации технологии облачной подписи в отношении КЭП, в частности аккредитованные УЦ наделяются правом осуществлять по поручению владельца квалифицированного сертификата:
С целью обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами вводится институт доверенных третьих сторон (ДТС), уполномоченных проверять электронные подписи в электронных документах в конкретный момент времени, а также документально подтверждать результаты такой проверки. Определяются организационные основы деятельности и порядок аккредитации ДТС, для организаций, претендующих на аккредитацию в качестве ДТС, устанавливаются требования к минимальному размеру собственных средств (капиталу), аналогичные требованиям к аккредитованным УЦ.
Вводится понятие и устанавливается механизм использования метки доверенного времени — достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью.
Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, признаются соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, при условии подтверждения их действительности аккредитованными ДТС, УЦ или иным лицом, уполномоченным на это международным договором России.
С 1 января 2022 вступают в силу положения об электронных машиночитаемых доверенностях, которые должны будут подтверждать полномочия владельцев квалифицированных сертификатов при подписании электронных документов.
Данные доверенности оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных систем, для использования которых представляются документы, а также ЦБ РФ на своем официальном сайте в отношении доверенностей кредитных организаций.
Если формы доверенностей не определены и не размещены, применяется форма доверенности, формируемая и размещаемая Минкомсвязью на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Требования к оформлению машиночитаемых документов о полномочиях и машиночитаемых доверенностей, их использованию, хранению и отмене устанавливаются уполномоченным федеральным органом, который также отвечает за формирование, актуализацию и сопровождение классификатора полномочий, в соответствии с которым должны определяться полномочия в составе документа о полномочиях и машиночитаемой доверенности.
С 1 января 2022 года вступают в силу нормы о порядке использования квалифицированных сертификатов при подписании электронных документов.
Перераспределяются полномочия по выдаче квалифицированных сертификатов различным субъектам электронного документооборота:
За коммерческими аккредитованными УЦ сохраняются полномочия по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов только физическим лицам.
Вносятся существенные изменения в технологию подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью: