ГИС ЭПД запущена Минтрансом с 1 сентября 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 № 931 (ред. от 25.03.2023). Этим нормативным актом утверждены правила:
Несмотря на то что в настоящее время обмен электронными перевозочными документами не является обязательным, если юридическое лицо или предприниматель используют их в работе, то направлять такие документы в ГИС ЭПД нужно.
Пользователи системы:
На момент запуска система поддерживала работу с электронными транспортными накладными, заказами-нарядами и сопроводительными ведомостями. С 1 марта 2023 года появилась возможность оформления электронных договоров фрахтования, заказов (заявок) и путевых листов.
Передача электронных перевозочных документов в ГИС ЭПД избавляет от необходимости их составления на бумаге. Если нужно проверить перевозочный документ, сотрудник государственного органа (например, ФНС или ГИБДД) обратится к ГИС ЭПД и удостоверится в его наличии, а также получит нужные сведения из содержания проверяемого документа.
Если компания или ИП взаимодействует с ГИС ЭПД, бумажные перевозочные документы не нужно составлять и иметь при себе, а значит, документы не будут повреждены или утрачены. Это ещё одно преимущество.
Работа с ГИС ЭПД поможет перейти на электронный документооборот и при взаимодействии с контрагентами — другими участниками в цепочке перевозки груза. На каждом этапе каждый следующий участник грузоперевозки получает электронный перевозочный документ из системы (через своего оператора ИС ЭПД) и должен подтвердить этот факт. Это обеспечит, среди прочего, возможность проследить по документам движение груза, а также определить его местонахождение (у конкретного участника грузоперевозки).
Пример электронного взаимодействия участников грузоперевозки через систему ЭПД:
Это простой пример взаимодействия. При наличии других участников грузоперевозки или иной схемы доставки некоторые процессы и документы могут дополнять документооборот. Важно, что на протяжении всей грузоперевозки, при оформлении, подписании каждого перевозочного документа, каждого отдельного его раздела, все события будут фиксироваться в ГИС ЭПД через оператора ЭДО. И фактически именно оператор ЭДО — главное связующее звено между всеми участниками грузоперевозки и ГИС ЭПД.
Для работы в системе создан портал ГИС ЭПД, однако доступ к нему получают только государственные органы и их сотрудники. К системе также напрямую подключены операторы ИС ЭПД, включённые в специальный реестр.
Участники автомобильных грузоперевозок прямого доступа к системе не имеют. Для передачи в систему электронных перевозочных документов и их получения они должны заключить соглашение об ЭДО с оператором ИС ЭПД (оператором ЭДО) и взаимодействовать с системой через такого оператора.
Для оформления, подписания и направления электронных перевозочных документов необходим квалифицированный сертификат электронной подписи. Представители бизнеса получают сертификат в Удостоверяющем центре ФНС или у его доверенного лица. Сотрудники компаний могут получить квалифицированный сертификат в любом коммерческом удостоверяющем центре с аккредитацией Минцифры. Но для взаимодействия с ГИС ЭПД через оператора каждого уполномоченного сотрудника нужно предварительно добавить в профиль организации или ИП на портале Госуслуги (ЕСИА).
Компания «Инфотекс Интернет Траст» включена в реестр операторов ИС ЭПД. В нашем сервисе TrustDoc реализован функционал для обмена электронными транспортными документами. Система TrustDoc включает полный цикл электронного взаимодействия по ЭПД, предоставляя удобный веб-клиент, возможность использования мобильной квалифицированной электронной подписи, широкие возможности интеграции, пакетные тарифы и прозрачный прайс — наши клиенты платят только за переданные документы.