ЭП ФТС нужна для работы в личном кабинете участника ВЭД. Прежде всего, чтобы пользоваться различными сервисами и подписывать электронные документы. Ещё её используют для регистрации и (или) авторизации вместо учётной записи в ЕСИА (Госуслуги), в этом случае подтверждать данные организации или ИП уже не понадобится.
В информационной системе ФТС можно применять только квалифицированную электронную подпись (КЭП) — полный цифровой аналог собственноручной. ЭП нужна не всегда, но без неё полноценное взаимодействие с таможенными органами и сервисами невозможно.

Используя ЭЦП* для ФТС, участники ВЭД могут, в частности, декларировать товары, направлять отчётность, работать с лицевым счётом и электронным архивом. Это лишь некоторые примеры.
КЭП необходима организациям (оформляется на руководителя), ИП, их сотрудникам и физлицам. У сотрудников дополнительно должна быть машиночитаемая доверенность (МЧД), которую формируют и подписывают КЭП прямо в системе или загружают из внешнего источника.
Сотрудникам можно передать полномочия:
Для взаимодействия с таможенными органами разрешено использовать собственную информсистему участника ВЭД или сторонний софт, интегрированные с системой ФТС. Эти продукты, как правило, адаптированы под специфику организации, поэтому более удобны. При этом их разработчики учитывают необходимость интеграции, и проблем с ней обычно не возникает.
Электронный документооборот с таможней, средства автоматизации процессов, справочные системы и дополнительные утилиты не просто облегчают и ускоряют решение рутинных задач. Они позволяют выстроить автоматизированную систему, которая обеспечит расчёты, учёт, таможенное оформление, мониторинг движения грузов, отчётность и выполнение других операций в рамках ВЭД.
Электронная подпись для ФТС необходима для взаимодействия как с таможенными органами, так и с контрагентами, участниками логистической цепочки, банками, страховыми компаниями. КЭП, полученная для таможни, может использоваться для подписания любых электронных документов — работой в системе ФТС она не ограничивается. То же самое касается и ЭЦП для Альта-Софт. Даже если ЭП оформлена для работы только с продуктами этого разработчика, она может использоваться и для других задач.
Сама подпись генерируется в процессе подписания документов. При оформлении КЭП владелец получает средства её создания — открытый и закрытый ключи. Принадлежность ЭП конкретному лицу подтверждает квалифицированный сертификат.
Физлицам при работе в таможенной системе разрешено использовать КЭП, выпущенную в приложении Госключ, (мобильную ЭП) или аккредитованным удостоверяющим центром (АУЦ). У первого варианта есть ограничения. Мобильная КЭП может не подойти для подписания документов в других системах, договоров с контрагентами, банками, страховыми компаниями и пр. Её используют только на устройстве, где установлен Госключ, и только в рамках этого приложения. У электронной подписи с сертификатом, который выпущен АУЦ, таких ограничений нет — она универсальна.
Юрлица и ИП получают средства создания ЭП в Удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц (Сбербанк, ВТБ, ТБанк, ПСБ и другие). Исключение — финансовые, страховые и некоторые другие компании, которые должны обращаться в УЦ Банка России. Госорганам и должностным лицам сертификат выпускает УЦ Казначейства.
Сотрудникам компаний рекомендуется получить КЭП в АУЦ:
Порядок получения ЭП зависит от статуса владельца сертификата, а у физических лиц — от выбора мобильной или обычной КЭП.
Для выпуска средств создания подписи в Госключе физическому лицу необходимо:
Для оформления КЭП в УЦ ФНС (у доверенного лица) руководителю юрлица или ИП нужно прийти с паспортом в ИФНС или точку обслуживания. При себе должен быть USB-токен — он потребуется для записи ключей.
Для работы в системе напрямую, через другую систему или софт нужно подготовить рабочее место (ПК, ноутбук).
Для подготовки необходимо:
Если для взаимодействия с таможенным органом будет использоваться внешняя информсистема, её нужно интегрировать с системой ФТС и своим личным кабинетом. Прежде всего это касается решений собственной разработки. Во многих популярных сервисах и коробочных продуктах возможность подключения уже предусмотрена, поэтому достаточно применить нужные настройки. После интеграции выполняют проверочные операции, чтобы удостовериться в корректной работе, в том числе с применением КЭП.
Подготовка компьютера для работы с ЭП в рамках отдельных систем, программ и сервисов может предусматривать некоторые дополнительные настройки, если они предусмотрены внутренней документацией. Например, если используются продукты Альта-Софт, ЭЦП для таможенного оформления устанавливают по инструкции с учётом требований к работе с конкретным продуктом этого разработчика.
В настройке рабочего места помогут инструкции, подготовленные АУЦ. Они снабжены скриншотами, учитывают порядок получения ЭП, используемые криптопровайдер и носитель. Чтобы исключить ошибки и сделать всё быстро, можно воспользоваться услугой дистанционной настройки, в том числе если сертификат выпущен УЦ ФНС.
Примечание:
* «Электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — это устаревшие обозначения электронной подписи