Система маркировки изначально построена на электронном документообороте — от регистрации в системе до подачи сведений и обмена документами при смене собственника маркированного товара на стадиях его отгрузки и приёмки.
Поскольку не все предприниматели и компании используют ЭДО, в качестве временной меры предусмотрена возможность вручную заполнять документы и сообщать в систему сведения о движении товаров через личный кабинет участника. И хотя это трудоёмко, при малом товарообороте и небольшом количестве документов многие предприниматели и компании используют такой вариант.
Второй вариант — применение ЭДО Лайт. Этот продукт был разработан непосредственно оператором системы маркировки и интегрирован в личный кабинет. Сервис предоставляется бесплатно и позволяет обмениваться с контрагентами электронными документами, содержащими коды маркировки. Его можно интегрировать со своей учётной системой и использовать роуминговый обмен документами с контрагентами, которые подключены к другим операторам электронного документооборота.
К сожалению, ЭДО Лайт ориентирован только на микро- и малый бизнес, поэтому и его функционал серьёзно ограничен. Сервис можно использовать лишь при обмене документами, касающимися маркированных товаров, и исключительно с участниками системы маркировки. Ограничен и перечень операторов ЭДО, с клиентами которых возможен роуминговый документооборот.
И, наконец, система маркировки допускает передачу сведений и обмен электронными документами через сторонних операторов ЭДО. Такое решение подходит, если у предпринимателя или компании уже налажен электронный документооборот и заключён договор с одним из коммерческих операторов. Вариант позволяет работать с системой маркировки из своей товароучётной системы, если она интегрирована с системой оператора ЭДО.
Переход на полный ЭДО будет поэтапным. В первую очередь он затронет бизнес, который работает с табачной продукцией, обувью, парфюмерией, автошинами, фототехникой, одеждой и текстильной продукцией. На сентябрь 2022 года запланирован перевод на ЭДО участников рынка молочной продукции. По остальным товарным позициям ориентировочный срок — с 2024 года, когда у ФНС запланирован полный перевод бизнеса на ЭДО.
Таким образом, со временем документальная работа со всеми товарными группами маркированных товаров будет проходить через операторов ЭДО. И именно они будут непосредственно направлять сведения и документы между контрагентами, а также в систему Честный ЗНАК. Для удобства участники системы маркировки могут работать в своей учётной системе — достаточно только интегрировать её с системой своего ЭДО-оператора.
Для подключения к услугам оператора ЭДО необходимо:
Если бизнес небольшой, стоит для начала проверить достаточность для вас функционала сервиса ЭДО Лайт. К нему можно подключиться из личного кабинета системы маркировки. Но этот сервис не подойдет, если контрагенты используют другого оператора, а его нет в списке доступных для роуминга. Не подойдет он и в том случае, если переход ИП или компании на ЭДО не ограничивается только работой в системе маркировки. Например, если вы планируете использовать ЭДО для сдачи обязательной отчётности или для работы с контрагентами в направлениях, не связанных с оборотом маркированных товаров.
В последние годы мы видим очевидный тренд на развитие рынка систем ЭДО с электронной подписью, предоставляемых операторами ЭДО. Это видит и государство, развивая сервисы и идеи цифровой экономики. Из одного из способов обмена документами без бумаг «операторский ЭДО» становится и самым удобным, самым широким по охвату и опыту использования, а также очевидным для новых интеграций методом цифровизации сценариев бизнеса.
Понимая на первых этапах развития маркировки свои возможности по упрощению процедур обмена и свой опыт, мы максимально комфортно для пользователей реализовали в партнерстве с ЦРПТ в системе TrustDoc функции обмена с системой Честный ЗНАК. Каждый абонент может включить в своем аккаунте опцию «Маркировка товаров», которая активирует функционал сразу для всех доступных товарных категорий. При этом, вне зависимости от интеграций и способа работы пользователя, система автоматически настроит обмен кодами маркировки, а также при приеме каждого УПД на стороне покупателя как участника ЭДО передаст данные в Честный ЗНАК. Весь обмен с системой маркировки фиксируется в системе и отображается для пользователя конкретными шагами со временем выполнения и подтверждающими квитанциями. Кроме этого, в TrustDoc реализован роуминг с ЭДО Лайт для устранения барьеров по переходу контрагентов на обмен документами по маркированным товарам, что позволяет покрыть обменом в ЭДО все возможные сценарии торговли маркированными товарами.
Помимо этого, мы сделали всё, чтобы снять барьеры и сложности входа в ЭДО, сервис TrustDoc совместим с квалифицированными сертификатами, выданными коммерческими и государственными аккредитованными удостоверяющими центрами, включая УЦ ФНС России.