Инструмент создан на базе Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Именно через этот механизм осуществляется вход в личный кабинет на портале Госуслуг: мы видим действие через уже привычный интерфейс, не требующий дополнительных приложений или регистраций.
Целью этого проекта является упрощение обмена информацией и получения государственных услуг. Пользователю не обязательно лично приходить в отделения банков и сначала собирать, а потом подавать бумажные справки. Бизнес допускается только с согласия россиянина и только к тем материалам, которые действительно необходимы.
В числе прочих сведений в наборе записей можно найти:
Подобная практика вскоре будет применена и в других сферах. В ближайшее время появится сервис для иностранных граждан, в котором будут содержаться изображения отпечатков пальцев и фотографии иностранцев, предоставленные на пунктах пропуска при въезде в страну или загруженные заранее самостоятельно.
Также в России может появиться виртуальный профиль водителей. В нём будут содержаться факты нарушения ПДД.
Инструмент позволяет направлять по запросу документы за подписью государственного органа о гражданине при его согласии, например при оформлении ипотеки в банке или страхового полиса. Это не означает, что любая фирма может их получить и задействовать. Пользователь сам управляет разрешениями для каждого конкретного случая. За реализацию данной функции отвечает отдельная подсистема Госуслуг «Платформа согласий». Таким образом сведения оказываются защищены от несанкционированного использования.
Важный нюанс: Госуслуги позволят применять инструмент только пользователю с подтверждённой учётной записью. После авторизации на портале гражданин может дать или отозвать разрешение.
Разрешение на обработку можно подтвердить онлайн или офлайн. В первом случае пользователь сам инициирует оказание услуги — подаёт заявку на открытие лицевого счёта на сайте банка или в приложении, оформляет страховку и т.д. или лично приходит в отделение или офис и подтверждает согласие, например через QR-код, который ведёт в Госуслуги. При офлайн-взаимодействии оставленные таким образом заявки поступают как уведомления на портале Госуслуг.
В целом процесс взаимодействия с ЦПГ для компаний укладывается в четыре шага:
Человек сам контролирует выданные согласия, которые при необходимости можно отозвать для отдельных юридических лиц внутри портала Госуслуг.
В июне 2025 года стало известно, что Правительство планирует запретить бизнесу создавать собственные наборы параметров пользователей без их явного согласия. Как следует из законопроекта Минцифры, бизнес сможет получать разрешение только в личной системе либо через Госуслуги. И после одобрения от клиентов необходимо уведомить ЕСИА о каждом случае обработки данных.
Профиль содержит совокупность материалов из разных государственных баз. Весь контент структурирован и функционирует в рамках одного интерфейса.
Источник, из которого берутся материалы, зависит от их типа. Вот несколько примеров:
Обновление параметров происходит автоматически благодаря регулярной синхронизации с источниками. Например, если после замужества россиянка меняет фамилию и паспорт, параметры документа обновятся, как только они поступят в базу МВД. Это значит, что организации используют свежие и проверенные факты. Иногда инициировать обновления может и орган власти или внешняя организация, которой требуются наиболее актуальные данные.
Как мы сказали выше, доступ предоставляется строго по запросу и только с разрешения самого человека. Исключение — если речь идёт о случаях, предусмотренных законом. Это значит, что как правило пользователь сам решает, кому и какие сведения передавать.
Список тех, кто может получить допуск, ограничен на законодательном уровне (Постановление Правительства РФ №710). Это позволяет обеспечивать безопасность и конфиденциальность совокупности параметров. Коммерческие предприятия могут участвовать в проекте, если это необходимо или из-за сферы деятельности. Государственные структуры же участвовать должны обязательно.
Изначально инструментом могли пользоваться только банки и страховщики. Поэтапно перечень дополняется. Например, год назад появилась возможность взаимодействовать с негосударственными пенсионными фондами и Агентством по страхованию вкладов. В мае 2024 года ЦБ РФ сообщил, что юрлица могут получить с помощью сервиса 45 видов услуг, а физические лица — 47.
Кто и для чего может запросить материалы — в таблице.

Финансовым и страховым компаниям особенно часто требуются персональные данные. Цифровой профиль — это возможность оперативно получить достоверную информацию и не тратить время на её сбор и проверку. Процессы становятся проще, быстрее, а потенциальные риски — ниже.
Механизм позволяет:

Один из сценариев запроса согласий и направления данных — через третью версию Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она выступает в роли своеобразного «курьера», который передаёт материалы.
Использование возможно в тех случаях, когда сайт или платформа интегрирована с ЕСИА. ЦПГ позволяет быстро и без лишних усилий получить ту или иную услугу — оформить потребительский кредит или полис ОСАГО на машину, купить билет в путешествие.
После этого нет необходимости вручную вносить параметры, заполнять формы и справки. Остаётся лишь дождаться окончательного решения. На принятие этого решения уйдёт заметно меньше времени, чем при подаче бумажных документов и копий, ведь их достоверность и подлинность проверять не требуется.
Процесс будет отличаться в зависимости от того, происходит ли подключение к платформе, со СМЭВ или без неё.
Расскажем коротко, как выглядит процедура в обоих случаях.
Далее расскажем про подключение.