Рассмотрим процесс аккредитации на федеральных и коммерческих площадках, определим общие правила и нюансы, характерные для отдельных ЭТП.
Список федеральных площадок определяет Минэкономразвития, они считаются национальными операторами электронных торгов. Их перечень периодически меняется, будьте внимательны.
На текущий момент к федеральным электронным торговым площадкам относятся:
Аккредитация на всех федеральных ЭТП единообразная и предусматривает:
Прохождение аккредитации даёт доступ к торгам, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. На федеральных площадках проходят также коммерческие торги, поэтому аккредитованный участник получает доступ и к этим заказам.
Кроме вышеперечисленных восьми электронных площадок, есть специализированная ЭТП для закрытых торгов в сфере государственного оборонного заказа — АСТ ГОЗ. Она, помимо закона №44-ФЗ, функционирует ещё и в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ. У площадки АСТ ГОЗ свои специфические требования к участникам, уровню информационной безопасности, подключению к защищённой сети и условиям работы. Поэтому только регистрации в ЕИС недостаточно для работы на ней — нужно дополнительно проходить процедуру подключения к системе.
В России действуют больше сотни коммерческих электронных торговых площадок, включая международные торговые системы. Проходить аккредитацию на всех бессмысленно. В зависимости от особенностей своей деятельности и специфики планируемых сделок каждый участник выбирает одну или несколько ЭТП, на которых он хотел бы работать. В дальнейшем он может расширить перечень площадок или перестать работать на какой-либо из них.
Перед прохождением аккредитации рекомендуется изучить информацию о деятельности и функционале выбранной торговой площадки на её официальном сайте, а также ознакомиться с требованиями к участникам. Также на сайте представлены сведения о порядке прохождения аккредитации. Обратите внимание, процедура аккредитации может называться по-разному: аккредитация, регистрация, авторизация, подключение к системе и т.п., но суть процедуры одна и та же — получение доступа к работе на площадке.
Как и названия процедур получения доступа, названия регламентирующих их документов могут различаться. Например, площадка uTender использует не регламент, а руководство по регистрации.
Порядок регистрации (аккредитации) — это перечень требований к участникам и инструкция поэтапного прохождения процедуры.
Особое внимание нужно уделить:
Процедура аккредитации, как правило, состоит из нескольких этапов:
В некоторых случаях регистрация в системе и аккредитация на ЭТП — единая процедура, на некоторых площадках — два отдельных этапа. Также могут отличаться перечни запрашиваемых документов и сведений об участнике.
Во избежание технических проблем с прохождением регистрации (аккредитации) необходимо заранее проверить соответствие операционной системы, браузера, антивирусного и другого программного обеспечения, а также их настроек требованиям конкретной электронной торговой площадки, все эти требования есть в регламенте.
Доступ участников ко всему или некоторому функционалу ряда коммерческих ЭТП (например, B2B-center, Tender.Pro) может быть платным. Поэтому перед началом работы стоит заранее ознакомиться с тарифными планами — выбрать подходящий тариф нужно будет после аккредитации и входа в систему на правах участника.
Таким образом, общие правила аккредитации на ЭТП:
Срок аккредитации на восьми федеральных ЭТП — 3 года. Однако уже за 3 месяца до истечения этого срока участник лишается возможности подачи заявок для участия в торгах до прохождения аккредитации на новый срок.
Коммерческие торговые площадки вправе устанавливать свою продолжительность действия аккредитации и порядок её получения на новый срок — всё это регулируется регламентом. Для аккредитации на новый срок необходимо пройти процедуру заново. За несколько месяцев до окончания срока участнику на адрес его электронной почты и в личном кабинете направляются соответствующее уведомление и инструкции для продления срока аккредитации на площадке.