Среди важных целей внедрения ВетИС и её компонентов — перевод участников рынка при взаимодействии с госорганами на электронный документооборот (ЭДО) с отказом от множества документов, которые приходилось создавать в бумажном виде. ЭДО невозможен без электронной подписи — цифрового аналога собственноручной. Хотя для регистрации в «Меркурии» можно предоставить документы и в бумажном виде, вся работа в системе всё равно построена на ЭДО. Получать ЭП в любом случае необходимо для:
Регистрация в «Меркурии» с ЭЦП* юрлица или ИП как хозяйствующего субъекта (ХС) проходит через другой компонент ВетИС — «Цербер». Одновременно здесь же ставят на учёт и места ведения деятельности (поднадзорные объекты). Впоследствии их можно дополнять новыми, какие-то снимать с учёта и т.д. После завершения регистрационных процедур подают онлайн-заявку на доступ к «Меркурию» конкретных сотрудников, которым необходимо получить статус администратора для работы в АИС. Заявления на регистрацию и получение доступа подписывают квалифицированной ЭП (КЭП).
Участники рынка подконтрольной продукции регистрируют в АИС себя в качестве хозяйствующего субъекта, поднадзорные объекты с адресами и уполномоченных лиц, которые на правах администратора будут работать в ветсистеме. Такие онлайн-заявки подписывают КЭП юрлица (руководителя) или ИП.
Подключаться к АИС, работать в ней могут уполномоченные лица — назначенные и зарегистрированные сотрудники организации или ИП. Но нужно учесть, что они вправе оформлять сопроводительный ветдокумент (ВСД) на достаточно узкий перечень продукции — с низким уровнем риска.
Пользователями системы могут быть аттестованные ветврачи, в том числе сотрудники юрлиц и предпринимателей. Если они не являются сотрудниками, с ними заключают договор ГПХ. В этом случае список будет более широкий, дополненный продукцией, на которую сопроводительный ветдокумент вправе оформить частный ветврач. Нет ограничений для государственных ветеринаров.
Уполномоченные сотрудники и ветврачи используют свои личные КЭП. Но если за работу отвечает ветеринар, получать допуск к АИС для работников юрлиц или ИП есть смысл только в целях контроля и (или) электронного документооборота. Это не относится к организациям и предпринимателям, которые работают с подконтрольной продукцией и должны отражать в системе различные операции с ней. В таком случае не только регистрируют сотрудников в АИС, но и наделяют их при необходимости определёнными ролями. Например: «аттестованный специалист», «гашение ВСД», «сертификация уловов». Для удобной работы возможна интеграция учётной системы с «Меркурием».
В некоторых случаях юрлица, ИП и фермеры, помимо регистрации в ветсистеме, должны зарегистрироваться в системе маркировки Честный ЗНАК. Такая обязанность возникает, если участник рынка работает с продуктами (товарами), которые подлежат маркировке. Например, ООО продаёт молочную продукцию. В этом случае тоже нужна КЭП, но полученная для ветсистемы подойдёт и для Честного ЗНАКа.
Компании и ИП оформляют КЭП в Удостоверяющем центре ФНС (можно обратиться в свою ИФНС) или у её доверенного лица (Сбербанк, ВТБ, Т-Банк и другие). Для получения ЭП нужно прийти в ближайший пункт выдачи или местное подразделение доверенного лица с USB-носителем, на который запишут открытый ключ (сертификат) и закрытый ключ КЭП.
Для оформления ЭП юрлица и ИП предоставляют:
Физические лица, включая сотрудников и частных ветеринаров, получают КЭП в коммерческих УЦ с аккредитацией Минцифры. Список предоставляемых документов аналогичен перечню для КЭП от УЦ ФНС.
Подпись можно также оформить дистанционно с помощью приложения Госключ. В таком случае владельца ЭП идентифицируют по подтверждённой биометрии, которая хранится в единой базе (Единой биометрической системе) или записана на чип загранпаспорта, а документы он подписывает прямо в мобильном устройстве, используя КЭП приложения Госключ.
Удостоверяющий центр ФНС выпускает квалифицированные сертификаты бесплатно, но есть сопутствующие расходы, которых не избежать: приобретение токена (носителя) для записи файлов ЭП и лицензионного СКЗИ (криптопровайдера). Кроме того, могут понадобиться услуги по настройке рабочего места и интеграции учётной системы с «Меркурием».
Стоимость ЭП в коммерческих УЦ различается в зависимости от выбранного тарифа, который содержит определённый набор услуг. Затраты на КЭП для «Меркурия» в аккредитованном УЦ «Инфотекс Интернет Траст» составят от 3000 рублей. В стоимость включены СКЗИ ViPNet CSP, сервис подписания документов и проверки КЭП, круглосуточная техподдержка, консультативная помощь по оформлению ЭП, МЧД и настройке ПК. Дополнительно можно приобрести услуги по комплексной настройке компьютера для работы с ЭП «Меркурий» и в других системах, USB-ключ (токен) для записи файлов электронной подписи. Кроме того, в нашем УЦ доступно дистанционное получение сертификата.
Примечание:
* «Электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — это устаревшие обозначения электронной подписи.