Электронный магазин малых закупок — электронная площадка-агрегатор, где проводятся небольшие по цене и объёму закупки, но при сохранении принципов конкуренции и с соблюдением законодательства в сфере госзакупок (№44-ФЗ).
Пилотный проект единого агрегатора торговли (ЕАТ) в этой сфере появился в 2018 году. Он работает и сейчас и называется «Берёзка».
Заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика с использованием ЕАТ в нескольких случаях:
- Закупка до 600 тысяч рублей. При условии, что годовой объём закупок такого плана не превышает 2 млн рублей либо не превышает 10% годового объёма закупок и 50 млн рублей.
- Закупка проводится отдельными видами государственных и муниципальных организаций (культурных, социальных, научных и т.п. учреждений). При условии, что годовой объём таких закупок не превышает 5 млн рублей или не превышает половины годового объёма закупок и 30 млн рублей.
- Закупка лекарств для конкретного пациента по решению врачебной комиссии на сумму до 1 млн рублей и при соблюдении нормативных требований к такой закупке.
Для работы на ЕАТ участникам нужно получить квалифицированный сертификат электронной подписи для работы в системе госторгов, зарегистрироваться в ЕСИА, подать заявку на аккредитацию в ЕАТ, после аккредитации — заполнить свой профиль, разместить товары, работы или услуги, отслеживать заказы и участвовать в них. Участие — это подача своего ценового предложения.
Как правило, цены контрактов в электронном магазине малых закупок совсем небольшие. Бывает, не более 1000 или 10 тысяч рублей, нередко — несколько десятков тысяч рублей. Суммы свыше 100 тысяч рублей встречаются редко.
Электронные магазины малых закупок бывают федерального, регионального и муниципального уровня. Как правило, они функционируют на базе какой-либо электронной площадки или регионального (муниципального) портала. Но электронные магазины малых закупок есть и на коммерческих ЭТП.
В целом такие площадки совмещают функциональность магазина и системы проведения закупок. С одной стороны, поставщики могут сформировать свою «витрину» предложений. С другой — заказчики вправе размещать здесь свои закупки. Есть и каталог предложений, и реестр закупок. Всё это позволяет заказчикам заключать прямые договоры, выбирая из представленных предложений либо формируя закупку и выбирая из поступивших заявок.