Забайкальский край
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Введение машиночитаемых доверенностей: особенности, форматы, создание и применение

Реформа законодательства об электронной подписи предусматривает обязательное использование сотрудниками и уполномоченными лицами организаций и ИП машиночитаемых доверенностей (МЧД) при подписании электронных документов совместно с квалифицированным сертификатом, выпущенным коммерческим аккредитованным удостоверяющим центром на имя физического лица. Срок обязательного перехода на МЧД неоднократно продлевали. Недавние изменения отложили эту обязанность до 1 сентября 2024 года, однако перейти на новые правила работы можно уже сейчас. Объясняем, что такое МЧД, какова текущая нормативная база её использования, а также как сформировать и применять электронные доверенности, в том числе с правом передоверия.
Елена Ефимова
23 Июля 2024
Юрист
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата
Заполнить заявку

Если говорить простыми словами, МЧД — это обычная доверенность, но в виде электронного документа в машиночитаемом формате. Для того чтобы информационные системы, которые принимают электронные документы, могли автоматически считывать электронную доверенность, для неё установлены единые требования, формы и форматы.

Машиночитаемая доверенность наделяет конкретное физическое лицо правом подписывать определённые электронные документы с использованием своей квалифицированной электронной подписи.

Поскольку физлицо действует от имени юридического лица или ИП, необходимо, чтобы МЧД была надлежащим образом подписана — уполномоченным руководителем организации или предпринимателем и с использованием КЭП юрлица или ИП. Обязательное требование к такой КЭП — квалифицированный сертификат должен быть создан и выдан удостоверяющим центром ФНС, Банка России или их доверенным лицом (УЦ Федерального Казначейства создаёт сертификаты для государственных и муниципальных ведомств и их должностных лиц).

Первоначально обязательное введение МЧД было запланировано на 1 января 2022 года, но срок перенесли на 1 сентября 2023 года, а недавно — на 1 сентября 2024 года. Переносы срока были связаны с неготовностью как бизнеса, так и отдельных государственных ведомств, а точнее их информационных систем, к работе по новым правилам.

Применение МЧД

На сегодняшний день доступны два варианта работы:

  1. По старым правилам. До 31 августа 2023 года сотрудник может получить квалифицированный сертификат в коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре, при этом в нём будут указаны и сведения о сотруднике, и сведения об организации или ИП, где сотрудник работает. Для получения такого сертификата нужно представить обычную бумажную доверенность. При подписании электронного документа МЧД не нужна. С 1 сентября 2023 года выпустить такой квалифицированный сертификат уже не получится, но ранее выданные можно использовать ещё год, если срок их действия не истечёт раньше.
  2. По новым правилам. Юридическое лицо или ИП получили квалифицированный сертификат в УЦ ФНС или Банка России. Их сотрудники или уполномоченные лица получили квалифицированный сертификат как физические лица в коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре. В этом случае, если электронные документы подписывает такой сотрудник или такое уполномоченное лицо, нужно одновременно загрузить МЧД, сформированную и подписанную юридическим лицом или ИП, от имени которых действует сотрудник или уполномоченное лицо.

Передоверие МЧД

Создание МЧД без права передоверия означает, что каждую такую доверенность должен подписывать руководитель юридического лица или ИП. Это не очень удобный вариант, если сотрудников, вовлечённых в ЭДО, много. Кроме того, руководителя или предпринимателя может не оказаться в нужное время на месте.

МЧД с правом передоверия позволяет руководителю или ИП передать свои полномочия другим лицам, например заместителю руководителя, а ИП — бухгалтеру. На основании такой доверенности представитель получает право выдавать и подписывать своей КЭП доверенности на других лиц. Практику можно распространить по цепочке, например на руководителей отделов, которые смогут формировать и подписывать МЧД на отдельных сотрудников своего отдела.

Полномочия и формат МЧД

Единые требования к формам МЧД установлены Приказом Минцифры России от 18 августа 2021 года № 857.

В соответствии с этим приказом, МЧД создаётся в формате XML и должна содержать:

  1. Название документа — доверенность.
  2. Сведения о доверителе и представителе (сотруднике, доверенном лице).
  3. Дату создания и выдачи доверенности. При наличии метки доверенного времени дата совершения доверенности определяется меткой.
  4. Срок действия. Если срок не указан, доверенность действует 1 год.
  5. Полномочия представителя.
  6. Идентификаторы полномочий по классификатору, который размещён в государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» (ФГИС ЕСНСИ) в виде справочников.
  7. Текстовое описание полномочий, если соответствующий идентификатор отсутствует.
  8. Сведения, позволяющие идентифицировать информационную систему, которая функционально предоставляет возможность получить информацию о досрочном прекращении действия доверенности.
  9. Номер доверенности.
  10. Квалифицированную электронную подпись, которая использована для подписания МЧД.
  11. Возможность передоверия, если такое условие предусматривает МЧД.

Классификатор (идентификатор) полномочий формирует, ведёт и актуализирует Минцифры России (головной удостоверяющий центр в отношении аккредитованных удостоверяющих центров) в соответствии с порядком, утверждённым Приказом Минкомсвязи от 18.08.2021 № 856.

Участники электронного взаимодействия направляют в Минцифры России перечень осуществляемых ими полномочий для формирования и актуализации классификатора. Доступ юридических лиц, ИП и физических лиц к классификатору реализован через портал Госуслуги в непрерывном режиме. Доступ к справочникам также поддерживают (должны поддерживать) информационные системы, которые функционально предоставляют возможность формирования МЧД.

На сегодняшний день Федеральная налоговая служба совместно с Минцифры России, Федеральным казначейством, Банком России и Федеральной нотариальной палатой разработали единый формат машиночитаемой доверенности. Некоторыми ведомствами и институтами (например, Центральным Банком РФ) возможность формирования МЧД предусмотрена в личном кабинете пользователя.

Многие федеральные органы исполнительной власти заявили, что будут поддерживать функционал МЧД в своих информационных системах, но некоторые информационные системы (сервисы), в том числе операторы ЭДО, уже поддерживают возможность создания МЧД.

В связи с недавним принятием Федерального закона от 04.08.2023 №457 были внесены изменения в Федеральный закон №63 «Об электронной подписи», продлевающие до сентября 2024 года возможность использования сотрудниками сертификатов юридических лиц без машиночитаемых доверенностей. Также с 1 сентября 2023 года аккредитованные удостоверяющие центы прекращают выдачу квалифицированных сертификатов уполномоченным сотрудникам юридических лиц и смогут выпускать только квалифицированные сертификаты физических лиц.

Сотрудники юридических лиц не смогут перевыпустить свои квалифицированные сертификаты уполномоченных сотрудников, срок действия которых закончится после 1 сентября, поэтому для подписания электронных документов им нужно будет использовать сертификат физического лица и прикладывать машиночитаемую доверенность (МЧД).

Если ваша информационная система готова к новому формату подписания документов, рекомендуем заранее перевести ваш электронный документооборот на новый формат подписания электронных документов. Чтобы переходный период прошел гладко, компания «Инфотекс Интернет Траст» разработала сервис для работы с МЧД, в котором вы можете самостоятельно создавать или аннулировать машиночитаемые доверенности. Сервис автоматически зарегистрирует вашу доверенность в цифровой платформе распределённого реестра ФНС, после чего вы сможете использовать её для подписания электронных документов.

Ирина Кузьменко
Бизнес-аналитик «Инфотекс Интернет Траст»
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата