Москва, ул. Мишина, 56, стр. 2, подъезд 1, этаж 2
г. Москва
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Обязательная маркировка молока и молочной продукции: участники, этапы, регистрация и ответственность за нарушения

Обязательная маркировка молока и молочной продукции стартовала 1 июня 2021 года. Первично она затронула только отдельных производителей и отдельные виды товаров. По мере внедрения маркировки вносились изменения в нормативную базу и переносились сроки. В итоге была сформирована дорожная карта, призванная помочь участникам сориентироваться в сроках и этапах внедрения обязательной маркировки. В статье мы собрали всё самое важное и актуальное в сфере маркировки молока и молочной продукции по состоянию на август 2022 года.
Елена Ефимова
22 Августа 2022
Юрист
Подключитесь к ЭДО для маркировки
Заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП
Заполнить заявку

Исходя из установленных и актуальных на текущий момент сроков, все этапы внедрения маркировки молока и молочной продукции выглядят следующим образом:

  1. С 20 января 2021 года маркировка молока и молочных продуктов запущена в тестовом режиме.
  2. С 1 июня 2021 года введена обязательная маркировка сыров и мороженого для их производителей.
  3. С 1 сентября 2021 года введена обязательная маркировка для производителей всех молочных продуктов со сроком годности более 40 дней.
  4. С 1 декабря 2021 года введена обязательная маркировка для производителей всех молочных продуктов со сроком годности менее 40 дней.
  5. С 1 сентября 2022 года:

    • для всех участников рынка, кроме фермеров и сектора HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес), вводится обязательный объёмно-артикульный учёт и обязанность передачи информации о выводе молочных продуктов из оборота в виде объёмно-сортового учёта;
    • для розничных продавцов вводится обязанность передачи в систему маркировки информации о реализации, в том числе через онлайн-кассу, любой молочной продукции, для которой действует обязательная маркировка.
  6. С 1 декабря 2023 года вводится обязательная маркировка молока и молочной продукции для фермеров (КФХ, СПК), госучреждений и сектора HoReCa, включая передачу в систему сведений об обороте такой продукции и выводе её из оборота.
  7. С 1 июня 2025 года стартует заключительный этап внедрения маркировки молока и молочной продукции. Вводится обязательный поэкземплярный учёт для товаров со сроком хранения более 40 дней и обязанность передачи в систему информации о выводе товаров из оборота по любым основаниям, кроме реализации через онлайн-кассу.

Какие товары молочной продукции подлежат маркировке

Маркировке подлежат:

  1. Сыры (ТН ВЭД 0406, ОКПД-2 10.51).
  2. Мороженое и другие виды пищевого льда (десерты), которые содержат в составе молочный жир и (или) молочный белок (ТН ВЭД 2105 00, ОКПД-2 10.52).
  3. Прочая молочная продукция (ТН ВЭД 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0, ОКПД-2 10.51, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190).

Для корректного определения молочной продукции в целях её маркировки и передачи информации в систему Честный ЗНАК рекомендуется ориентироваться одновременно на коды ТН ВЭД и коды ОКПД-2. Маркировка обязательна только для таких товаров, код которых указан и по ТН ВЭД, и по ОКПД-2.

Не маркируются товары, которые:

  1. Находятся под таможенной процедурой для вывоза с таможенной территории стран ЕАЭС.
  2. Импортируются в Россию или произведены в России в виде маркетинговых, рекламных образцов, которые не предназначены для продажи.
  3. Приобретены в рамках сделки, составляющей гостайну, и транспортируются по территории России стороной такой сделки.
  4. Относятся к детскому питанию для детей до трёх лет, специализированному диетическому лечебному и диетическому профилактическому питанию.
  5. Упакованы организациями розничной торговли промышленным способом.
  6. По массе не превышают 30 граммов включительно.

Что нужно для маркировки молочной продукции

К моменту введения обязательной маркировки в отношении участника рынка и производимой, импортируемой или реализуемой им молочной продукции производитель, импортёр, оптовый поставщик, розничный продавец, госучреждение и представитель сегмента HoReCa должны быть готовыми к работе с системой маркировки.

Для маркировки товаров нужно:

  1. Оформить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (квалицированную электронную подпись), а также приобрести, установить и настроить программное обеспечение для работы с электронной подписью.
  2. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  3. Приобрести, подключить и настроить оборудование, необходимое для маркировки продукции и работы с маркированными товарами.
  4. Настроить электронный документооборот через оператора ЭДО и протестировать его с контрагентами.
  5. Настроить процессы для электронного взаимодействия с системой маркировки: заказа кодов, их оплаты, нанесения кодов на товары, передачи сведений о вводе промаркированных товаров в оборот, считывания кодов, передачи сведений об обороте и учёте маркированных товаров, выводе их из оборота — в зависимости от статуса участника рынка.

Как зарегистрироваться в системе маркировки

Для регистрации в системе мониторинга товаров, подлежащих обязательной маркировке Честный ЗНАК необходимо:

  1. Оформить квалифицированную электронную подпись (КЭП) в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц. При наличии действующей КЭП, которая выпущена коммерческим УЦ, аккредитованным Минкомсвязью, можно использовать её, но только до конца 2022 года или до истечения срока действия.
  2. Приобрести, установить и настроить средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и драйвер токена согласно инструкции, предоставленной УЦ ФНС.
  3. Оформить и направить заявку на регистрацию в системе.
  4. В рамках регистрации в системе выбрать тип участника рынка, заполнить профиль, указать товарную группу (молочная продукция), а также подписать с использованием КЭП документы.

Участники рынка, зарегистрированные в системе маркировки, которым нужно указать дополнительную категорию продукции, должны в своём профиле добавить товарную группу «Молочная продукция», указать свой тип участника рынка и подписать электронной подписью документы для активации новой товарной группы.

На сайте системы обязательной маркировки представлена более подробная инструкция по регистрации и авторизации в системе.

Как взаимодействуют участники рынка молочной продукции

Система маркировки молочной продукции обеспечивает прослеживаемость её движения от производителя до розничного продавца, в том числе через оптовых поставщиков (дистрибьютеров). Мониторинг осуществляется посредством отслеживания маркировочных кодов, а взаимодействие между участниками рынка — через электронный документооборот (ЭДО). Помимо системы маркировки, производители молочной продукции должны быть зарегистрированы в системе «Меркурий», в которой формируются электронные ветеринарные сопроводительные документы.

Схема процессов, в которых задействованы все участники рынка молочной продукции:

  1. Производитель оформляет в системе «Меркурий» ветеринарные сопроводительные документы (ВСД), заказывает коды маркировки в Честном ЗНАКе, наносит их на упаковку молочной продукции и передаёт в систему сведения о вводе продукции в оборот. После этого он поставляет продукцию оптовому поставщику (дистрибьютеру) или, минуя его, в госучреждения, сектор HoReCa или розничный магазин. Реализация продукции производителем сопровождается электронным УПД (универсальным передаточным документом), в котором содержатся коды маркировки, нанесённые на поставляемую продукцию.
  2. Дистрибьютер, госучреждение, розничный магазин или HoReCa, получив поставленный товар и электронный УПД, подтверждает приёмку товара и соответствие маркировочных кодов, указанных на упаковке, кодам, содержащимся в УПД. После этого в систему маркировки передаются соответствующие сведения, в том числе маркировочные коды из УПД, — если товар принят и коды соответствуют кодам, нанесённым на товар.
  3. При выбытии (продаже) товара госучреждение, розничный магазин или HoReCa передают в систему маркировки соответствующие сведения (коды из УПД). Кроме того, при продаже молочной продукции через ККТ (онлайн-кассу) формируется чек для его автоматической передачи ОФД (оператору фискальных данных). После этого через ОФД автоматически осуществляется отправка в систему маркировки кодов реализованного товара. После поступления сведений в систему маркировки указанные коды списываются, и фиксируется выбытие маркированной молочной продукции из оборота.

Таким образом, система маркировки — это центральное звено учёта по кодам маркировки и сведениям, переданным участниками рынка, операций ввода товара в оборот, его движения по цепочке и выбытия товара. В свою очередь в рамках системы ЭДО движение маркированного товара сопровождается составлением, передачей и принятием электронного УПД через оператора ЭДО. В данном случае УПД заменяет товарную накладную, которая сопровождала движение товара ранее, до введения системы маркировки.

Процесс маркировки молочной продукции

Ответственность за нарушение правил маркировки

За нарушение правил маркировки и оборота товаров, подлежащих маркировке, установлена административная и уголовная ответственность — в зависимости от размера нарушения.

В соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ производителю за нарушение правил маркировки грозит штраф в размере 50—100 тысяч рублей. За продажу товаров с нарушением правил маркировки, их хранение, перевозку или приобретение с целью сбыта нарушителю грозит штраф в размере 50—300 тысяч рублей (для юридических лиц), 5—10 тысяч рублей (для должностных лиц) и 2—4 тысяч рублей (для граждан). Независимо от характера нарушения и размера санкций товар, который был выпущен в оборот, находился в обороте или продавался с нарушением правил маркировки, конфискуется.

Уголовная ответственность за оборот товаров, для которых введена обязательная маркировка, предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Учитывая, что молочная продукция относится к продовольственным товарам, виновных лиц привлекают к ответственности по части 3 или части 4 указанной статьи.

Часть 3 ст. 171.1 УК РФ предусматривает наказание не только за нарушение правил маркировки, но и за использование поддельных маркировочных кодов. Уголовная ответственность наступает, если преступление совершено в крупном размере: стоимость товаров, которые незаконно были произведены, находились в обороте или продавались, должна составлять не менее 400 тысяч рублей. Возможное наказание — штраф в размере до 400 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до 2 лет или принудительные работы до 3 лет, или лишение свободы до 3 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до полугода.

Часть 4 ст. 171.1 УК РФ — более тяжкое преступление. По части 4 ст. 171.1 УК РФ привлекают к ответственности, если преступление, предусмотренное ч.3 ст. 171.1 УК РФ, совершено организованной группой, группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (1,5 млн рублей). Возможное наказание — штраф в размере 300—700 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период 1—3 года или принудительные работы до 5 лет, или лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере дохода осуждённого за период до 5 лет либо без штрафа.

Эта статья была полезной?
Подключитесь к ЭДО для маркировки
Заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП