Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) обеспечивает государственный контроль объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно Федеральному закону № 182-ФЗ от 29.06.15, до 1 июля 2017 года все организации и индивидуальные предприниматели, которые производят и сбывают спиртосодержащую продукцию, должны подключиться к системе для передачи информации об объемах производства и сбыта алкогольной продукции. В этот список входят организации по оптовой и розничной закупке и продаже алкоголя, а также заведения общепита.
Начиная с 1 января 2016 года компании, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции, должны информировать систему о закупке алкоголя, а с 1 июля 2016 года — также о розничных продажах.
Неисполнение требования законодательства является административным правонарушением и наказывается штрафом. Юридические лица штрафуются на сумму 150 — 200 тысяч рублей, физические лица — руководители и ИП — на сумму до 15 тысяч рублей.
Для подключения к Единой государственной автоматизированной информационной системе и для работы с ней необходимо получить электронную подпись.
Как происходит взаимодействие с ЕГАИС
При продаже алкоголя кассир сканером считывает штрих-код ФСМ/АМ, и товар добавляется в чек, достоверность которого подтверждается электронной подписью. Сведения о проданном товаре поступают в ЕГАИС, где чек проверяется на повтор. После проверки сведения направляются в хранилище, которое содержит информацию обо всех продажах алкогольной продукции. Если в течение 3 суток данные о продаже не поступают, разрешение организации на продажу алкоголя блокируется. Любой потребитель может получить всю информацию о чеке при помощи мобильного приложения, которое считывает штрих-код с акцизной марки через камеру смартфона. Также для проверки алкогольного продукта по чеку покупатель может воспользоваться специальным терминалом.
Подключение
Взаимодействие компаний по производству и сбыту алкоголя с ЕГАИС позволяет потребителю в любой момент проверить легальность купленной продукции и исключает попадание на рынок товара сомнительного происхождения. Организации несут полную ответственность за качество произведенного и проданного алкоголя.
Этапы подключения к системе:
Электронная подпись может быть простой и усиленной. Усиленная — квалифицированной и неквалифицированной. Простая электронная подпись представляет собой логин и пароль или код подтверждения в виде СМС-сообщения. Функцией простой электронной подписи является подтверждение авторства документа. Этот вид электронной подписи наименее надёжный.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись создаётся при помощи криптографических алгоритмов и записывается для хранения на специальный носитель — токен. Неквалифицированная электронная подпись подтверждает не только авторство документа, но и неизменность его содержания после момента подписания.
Усиленная квалифицированная электронная подпись также создаётся с применением криптографии, но программы для работы с ней обязательно должны быть сертифицированы ФСБ. Квалифицированная электронная подпись не только подтверждает авторство документа и неизменность содержащейся в нем информации, но и признается юридически равнозначной подписи от руки. Этот вид электронной подписи можно получить только в аккредитованном Минкомсвязью РФ удостоверяющем центре.
Для получения электронной подписи нужно пройти процедуру идентификации (подтверждения личности). Для этого понадобится подготовить комплект документов, подобрать которые поможет наш конструктор. Список формируется в зависимости от типа ЭЦП. Сервис содержит бланки доверенностей и поможет определить, что понадобится именно вам.
Работа электронной подписи основана на связке открытого и закрытого ключей, потому они применяются только в паре.
Закрытый ключ (так же называется секретным), или контейнер закрытого ключа, необходим для подписания и расшифрования данных. Он является конфиденциальной частью пары. Запрещено передавать его по открытым каналам (электронной почте, мессенджерам и т.д.).
Открытый ключ — ваш сертификат. Он необходим для проверки подписи и шифрования данных. Это публичная часть, его можно передавать по открытым каналам связи не боясь того, что вашей электронной подписью воспользуются.
Для участия в торгах по №44-ФЗ необходимо получить квалифицированную электронную подпись. Закупки Госзаказа и Гособоронзаказа проводятся на восьми федеральных торговых площадках:
Заказчики (лица, размещающие заказ) получают электронную подпись в Федеральном казначействе, а поставщики (участники закупки) оформляют ЭП в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, например «Инфотекс Интернет Траст».
КЭП Торги «Оптимальный» включает все необходимые площадки для участия в закупках по №44-ФЗ, а также услугу круглосуточной техподдержки.
Сертификат ключа проверки квалифицированной электронной подписи выдают только аккредитованные удостоверяющие центры, а для его создания используются программные средства, соответствующие требованиям 63-ФЗ «Об электронной подписи» и одобренные информационными службами ФСБ. Усиленная квалифицированная электронная подпись обеспечивает наивысшую степень защиты документа. По юридической значимости квалифицированная электронная подпись приравнивается к подписи от руки.
Электронная подпись — это информация в цифровом виде, присоединённая к электронному документу и подтверждающая его подлинность. Использование ЭЦП защищает документы от доступа сторонних лиц, подделки и несанкционированных изменений. Использование электронной подписи регулируется Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ.
Подробнее читайте в статье «Что такое электронная подпись».
В соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ «Об электронной подписи», термин «электронная цифровая подпись» (сокращённо «ЭЦП») считается устаревшим. Корректным с 1 января 2014 года является термин «электронная подпись (ЭП)». Поскольку устаревший вариант узнаваем и по-прежнему широко употребляется, мы используем его в текстах на сайте наряду с актуальным вариантом «электронная подпись (ЭП)».