Обязательная маркировка товаров вводится для противодействия производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Создание системы позволит государству отслеживать весь путь товара от производителя до потребителя, а потребителю даст возможность самостоятельно убедиться в качестве товара перед покупкой.
Концепция создания и функционирования ГИС маркировки была утверждена 28 декабря 2018 года Распоряжением Правительства РФ № 2963-р. Правовой базой для внедрения обязательной маркировки в России стал Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ.
Принцип маркировки товаров заключается в нанесении на упаковку контрольных идентификационных знаков, которые предоставляют контролирующим органам и потребителям информацию о каждом маркированном товаре. Сведения о товарах будут храниться в единой государственной системе маркировки, куда их будут передавать участники оборота товаров. Результатом станет формирование прозрачной и надёжной среды взаимодействия бизнеса, государства и потребителя.
Внедрение системы маркировки товаров началось в 2016 году с запуска пилотного проекта по обязательной маркировке изделий из меха в Информационном ресурсе маркировки Федеральной налоговой службы. Проект был утверждён постановлением Правительства России от 11.08.2016 №787.
В 2017 году в результате принятия постановления Правительства от 24.01.2017 №62 запустили эксперимент по маркировке лекарственных препаратов. На финальном этапе эксперимента, который начнётся 1 января 2020 года, все лекарственные препараты, находящиеся в обороте, будут маркироваться контрольными знаками.
В 2018 году начался эксперимент по маркировке сигарет и другой табачной продукции, который продлился до 1 января 2019 года. С 1 марта 2019 года маркировка изделий из табака стала обязательной.
Также в 2019 году на очереди обязательная маркировка обуви, автомобильных шин, некоторых видов женской, мужской и детской одежды, фотоаппаратов и фотовспышек, духов и других товаров. Полный список позиций, на которые уже распространился или в вскоре распространится проект по маркировке, указан в схеме.
Все пилотные проекты, запущенные до 2019 года, были подготовительными этапами для перехода к обязательной маркировке. В результате выработалась концепция единой системы маркировки абсолютно всех товаров на рынке страны, которую планируется сформировать к 2024 году. Также будет создан единый каталог товаров Российской Федерации, в котором каждая позиция будет соответствовать единым стандартам описания и будет иметь свой уникальный номер.
До решения о создании единой системы маркировки мониторинг движения определённых категорий маркированных товаров уже был реализован через несколько информационных систем. К примеру, продукция, содержащая алкоголь, регистрируется в системе ЕГАИС, мясные и молочные товары — в системе «Меркурий», оборот изделий из меха отслеживался при помощи Информационного ресурса маркировки Федеральной налоговой службы до 1 июня 2019 года. С 1 июня маркировка меха перешла в систему Честный ЗНАК оператора ЦРПТ.
Товары, которые в обязательном порядке маркируются с 2019 года, регистрируются в Единой национальной системе маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК, оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Весной 2019 года Центр развития перспективных технологий был законодательно утверждён оператором Единой системы маркировки.
Система Честный ЗНАК — двухкомпонентное электронное решение, она включает непосредственно информационную систему и мобильное приложение для потребителей, они могут скачать его в Google Play и App Store, чтобы сканировать товары для получения информации. Приложение не только проверяет товар и предоставляет информацию о нём, но и передаёт в государственные органы сведения о случаях контрафакта или подделки.
Товары, подлежащие маркировке, но не прошедшие её, будут считаться контрафактными, а участники рынка, которые проигнорируют требования закона, будут нести уголовную и административную ответственность. За нарушение процедуры обязательной маркировки товаров уже сейчас следует ответственность по статье 15.12 КоАП РФ.
Административное наказание по этой статье производителям грозит за отсутствие маркировки либо за нарушение установленного порядка её нанесения. Должностному лицу (работнику или ИП) могут назначить штраф до 10 тысяч рублей с конфискацией товаров, а юридическому лицу — до 100 тысяч рублей с конфискацией.
За производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки или с нарушением её порядка накажут строже: должностным лицам положен штраф в размере до 15 тысяч рублей с конфискацией товаров, а юридическим — до 150 тысяч рублей также с конфискацией.
Продавцов и тех, кто хранит, перевозит или приобретает немаркированные товары в целях сбыта, тоже могут оштрафовать. Гражданам грозит до 4 тысяч рублей с конфискацией товаров, должностным лицам — до 10 тысяч рублей с конфискацией товаров, а юридическим лицам — до 300 тысяч рублей с конфискацией. Если нарушение касается алкогольной продукции или табачных изделий, штрафы возрастают.
За производство, покупку, хранение, перевозку или продажу товаров без маркировки существует и уголовная ответственность. Она установлена статьёй 171.1 УК РФ, в которой самым мягким наказанием является штраф до 300 тысяч рублей, а самым строгим — лишение свободы до шести лет со штрафом до одного миллиона рублей.
К уголовной или административной ответственности могут привлечь даже если фактически на товаре маркировка присутствует. Товар будет считаться немаркированным, если на него нанесли код маркировки, но сведения о его приобретении в информационный ресурс не предоставили либо представили недостоверные сведения. Поэтому к передаче данных в информационную систему нужно отнестись предельно внимательно.
Согласно распоряжению Правительства №791-р, весь путь товара от производителя до конечного потребителя должен пошагово отмечаться в системе маркировки.
Регистрироваться в ней должны все участники оборота: производители, продавцы и поставщики товаров — юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Регистрация бесплатна, но для неё необходима квалифицированная электронная подпись, которую выдают аккредитованные удостоверяющие центры. Также всем участникам оборота товаров, подлежащих маркировке, понадобится 2D-сканер для считывания кодов. Помимо этого, для работы в системе маркировки необходимо заключить договор с оператором электронного документооборота, который станет посредником при передаче кодов товара и электронных документов в систему.
Даже если на товар ещё не распространилась обязательная маркировка, производитель может подать заявление на сайте Честного ЗНАКА для участия в добровольном эксперименте. Режим эксперимента позволит наиболее комфортно подготовиться к обязательному этапу проекта.
После регистрации в единой системе мониторинга организация или ИП производитель вносит в неё сведения о товаре и запрашивает контрольные знаки для нанесения кода, затем наносит контрольный знак в виде цифрового кода на каждую упаковку товара и формирует первичные документы в электронной форме.
Для оформления сделок с маркированными товарами участники цепочки поставок используют систему юридически значимого электронного документооборота. Через оператора ЭДО в систему маркировки поступают данные о переходе товара от одного владельца к другому. Дистрибьютор при получении товара проверяет коды и формирует документы для продажи.
В процессе логистики путь товара фиксируется на каждом этапе. При поступлении товара в продажу магазин сканирует код и только после этого размещает товар на прилавке. Оператор электронного документооборота отправляет в систему маркировки данные о переходе товара продавцу. Покупатель использует приложение для смартфона, чтобы просканировать код и узнать информацию о товаре. В момент продажи или списания товара его код фиксируется онлайн-кассой и в составе кассового чека отправляется оператору фискальных данных, который выводит товар из оборота, также сообщая об этом системе Честный ЗНАК, затем ОФД передаёт данные в Федеральную налоговую службу.
Электронный документооборот необходим для грамотного и безопасного юридически значимого документооборота при работе с маркированными товарами. Оператор ЭДО обеспечивает обмен электронными документами и кодами товаров между участниками системы и передаёт в неё согласованные электронные документы.
Торговые сети — наиболее многочисленный сегмент участников процесса оборота маркированных товаров. Поэтому для примера взаимодействия с применением ЭДО покажем процесс его внедрения со стороны розничного бизнеса: условный магазин собирается продавать сигареты, которые маркируются с недавних пор.
ViPNet ЭДО Документ автоматизирует и переводит в цифровой вид любой документооборот, обладает удобным интерфейсом и большим набором решений по интеграции. Система позволяет взаимодействовать с любой компанией или ИП в России в круглосуточном режиме вне зависимости от того, к какому оператору ЭДО подключён партнер.
Мы написали подробную статью по организации ЭДО в рамках маркировки при помощи ViPNet ЭДО Документ.
Что изменится для бизнеса
Внедрение прозрачного механизма отслеживания жизненного цикла товара — несомненно плюс для потребителя. Для бизнеса это затраты на внедрение и дополнительные требования к качеству ИТ-инфраструктуры. Ведь теперь для того чтобы положить товар на полку, продавец обязан «отработать» маркировку. Всё это естественным образом влияет на конечную цену для потребителя.
На финальном этапе внедрения маркировки система даст мощный толчок к развитию унифицированных, быстрых и качественных взаимодействий между контрагентами в цепочках поставки розничных товаров. При этом единый справочник, единое поле учёта и отслеживания товара, а также повсеместное использование ЭДО в товарообороте помогут развитию цифровой экономики, повысят прозрачность и минимизируют потерю самого главного ресурса — времени. Маркировка поможет ускорить множество процессов в ритейле: исправление ошибок, поиск документов, проведение проверок, выстраивание межкорпоративных отношений и документооборота.
Насколько преимущества введения единой системы маркировки оправдают издержки на внедрение и добавленную стоимость товаров — покажет время.