Если говорить простыми словами, МЧД — это обычная доверенность, но в виде электронного документа в машиночитаемом формате. Для того чтобы информационные системы, которые принимают электронные документы, могли автоматически считывать электронную доверенность, для неё установлены единые требования, формы и форматы.
Поскольку физлицо действует от имени юридического лица или ИП, необходимо, чтобы МЧД была надлежащим образом подписана — уполномоченным руководителем организации или предпринимателем и с использованием КЭП юрлица или ИП. Обязательное требование к такой КЭП — квалифицированный сертификат должен быть создан и выдан удостоверяющим центром ФНС, Банка России или их доверенным лицом (УЦ Федерального Казначейства создаёт сертификаты для государственных и муниципальных ведомств и их должностных лиц).
Первоначально обязательное введение МЧД было запланировано на 1 января 2022 года, но срок перенесли на 1 сентября 2023 года, а недавно — на 1 сентября 2024 года. Переносы срока были связаны с неготовностью как бизнеса, так и отдельных государственных ведомств, а точнее их информационных систем, к работе по новым правилам.
На сегодняшний день доступны два варианта работы:
Создание МЧД без права передоверия означает, что каждую такую доверенность должен подписывать руководитель юридического лица или ИП. Это не очень удобный вариант, если сотрудников, вовлечённых в ЭДО, много. Кроме того, руководителя или предпринимателя может не оказаться в нужное время на месте.
МЧД с правом передоверия позволяет руководителю или ИП передать свои полномочия другим лицам, например заместителю руководителя, а ИП — бухгалтеру. На основании такой доверенности представитель получает право выдавать и подписывать своей КЭП доверенности на других лиц. Практику можно распространить по цепочке, например на руководителей отделов, которые смогут формировать и подписывать МЧД на отдельных сотрудников своего отдела.
Единые требования к формам МЧД установлены Приказом Минцифры России от 18 августа 2021 года № 857.
В соответствии с этим приказом, МЧД создаётся в формате XML и должна содержать:
Классификатор (идентификатор) полномочий формирует, ведёт и актуализирует Минцифры России (головной удостоверяющий центр в отношении аккредитованных удостоверяющих центров) в соответствии с порядком, утверждённым Приказом Минкомсвязи от 18.08.2021 № 856.
Участники электронного взаимодействия направляют в Минцифры России перечень осуществляемых ими полномочий для формирования и актуализации классификатора. Доступ юридических лиц, ИП и физических лиц к классификатору реализован через портал Госуслуги в непрерывном режиме. Доступ к справочникам также поддерживают (должны поддерживать) информационные системы, которые функционально предоставляют возможность формирования МЧД.
На сегодняшний день Федеральная налоговая служба совместно с Минцифры России, Федеральным казначейством, Банком России и Федеральной нотариальной палатой разработали единый формат машиночитаемой доверенности. Некоторыми ведомствами и институтами (например, Центральным Банком РФ) возможность формирования МЧД предусмотрена в личном кабинете пользователя.
Многие федеральные органы исполнительной власти заявили, что будут поддерживать функционал МЧД в своих информационных системах, но некоторые информационные системы (сервисы), в том числе операторы ЭДО, уже поддерживают возможность создания МЧД.
В связи с недавним принятием Федерального закона от 04.08.2023 №457 были внесены изменения в Федеральный закон №63 «Об электронной подписи», продлевающие до сентября 2024 года возможность использования сотрудниками сертификатов юридических лиц без машиночитаемых доверенностей. Также с 1 сентября 2023 года аккредитованные удостоверяющие центы прекращают выдачу квалифицированных сертификатов уполномоченным сотрудникам юридических лиц и смогут выпускать только квалифицированные сертификаты физических лиц.
Сотрудники юридических лиц не смогут перевыпустить свои квалифицированные сертификаты уполномоченных сотрудников, срок действия которых закончится после 1 сентября, поэтому для подписания электронных документов им нужно будет использовать сертификат физического лица и прикладывать машиночитаемую доверенность (МЧД).
Если ваша информационная система готова к новому формату подписания документов, рекомендуем заранее перевести ваш электронный документооборот на новый формат подписания электронных документов. Чтобы переходный период прошел гладко, компания «Инфотекс Интернет Траст» разработала сервис для работы с МЧД, в котором вы можете самостоятельно создавать или аннулировать машиночитаемые доверенности. Сервис автоматически зарегистрирует вашу доверенность в цифровой платформе распределённого реестра ФНС, после чего вы сможете использовать её для подписания электронных документов.