Пермь, Комсомольский пр-т, 34, офис 502
Пермский край
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Маркировка безалкогольных напитков: новые правила с 1 декабря 2023 года

С 1 декабря 2023 года стартует обязательная маркировка безалкогольных напитков. Рассказываем, как она будет проходить и как участникам оборота подготовиться к новым обязанностям.
Елена Ефимова
17 Октября 2023
Юрист
Подключитесь к ЭДО для маркировки
Заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП
Заполнить заявку

Правила маркировки безалкогольных напитков утверждены постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 года № 887. Одновременно для этой группы был определён перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Необходимые изменения в общий перечень маркируемых товаров внесены распоряжением Правительства РФ от 31.05.2023 № 1439-р.

Обязательную маркировку безалкогольных напитков будут вводить постепенно для различных категорий напитков и участников рынка — их обязанности, связанные с маркировкой, будут различаться.

С 1 декабря 2023 года обязательная маркировка начнёт действовать:


  1. Для производителей и импортёров, которые к 1 декабря 2023 года должны описать свои товары в национальном каталоге информационной системы Честный ЗНАК, отладить процессы заказа, оплаты кодов маркировки, их нанесения на упаковку, а также отправки в систему маркировки сведений о вводе продукции (товаров) в оборот.
  2. Для всех видов безалкогольных напитков, которые упакованы в полимерную упаковку и в стеклянную тару, кроме соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье.

С этой же даты и по 31 мая 2025 года российские производители подакцизной продукции обязаны передавать в систему маркировки сведения по первой отгрузке в формате объёмно-сортового учёта (ОСУ).

Продукция (товары) подлежащие маркировке:

  1. Питьевая и минеральная вода с ароматизаторами и другими добавками.
  2. Энергетики и тонизирующие напитки.
  3. Газированные и негазированные напитки, в том числе со вкусоароматическими добавками и (или) с соками.
  4. Напитки на растительном сырье (ореховые, зерновые, бобовые и прочие).
  5. Сокосодержащие напитки, нектары, соки.
  6. Квасные напитки, квасы с содержанием спирта до 1,2% включительно.

Полный перечень безалкогольных напитков с соответствующими им кодами ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 представлен в Приложении к Правилам маркировки.

Этапы введения обязательной маркировки безалкогольных напитков

Второй этап введения обязательной маркировки безалкогольных напитков будет запущен 1 марта 2024 года. С этой даты маркировка затронет производителей и импортёров всех видов безалкогольных напитков, которые упакованы в полимерную и алюминиевую тару, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье. При этом российские производители, выпускающие маркируемую продукцию, которая относится к подакцизной, с 1 марта 2024 года, помимо прочих обязанностей, должны передавать в систему маркировки сведения в рамках объёмно-сортового учёта.

На следующем третьем этапе, который также коснётся пока только производителей и импортёров, обязательной маркировке будут подлежать все оставшиеся виды безалкогольных напитков из обязательного перечня и уже независимо от упаковки (тары). Этот этап начнётся c 1 июня 2024 года. Если маркируемая с этой даты продукция будет относиться к подакцизной, у российских производителей опять же появится обязанность передавать в систему маркировки сведения в рамках объёмно-сортового учёта.

К датам начала второго и третьего этапа производители и импортёры, на которых распространит своё действие обязательная маркировка, должны описать товары в национальном каталоге, отладить процессы работы с маркируемым товаром и подготовиться к передаче сведений в систему Честный ЗНАК.

Остальные этапы введения обязательной маркировки безалкогольных напитков:

  1. С 5 ноября 2024 года все участники оборота обязаны сканировать коды маркировки и передавать сведения о розничных продажах (с применением ККТ) безалкогольных напитков в стеклянной таре, в алюминиевых и полимерных банках, а также в полимерной упаковке. Исключение — соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье.
  2. С 1 марта 2025 года все участники оборота обязаны сканировать коды маркировки и передавать сведения о розничных продажах (с применением ККТ) всех видов безалкогольных напитков, независимо от вида упаковки (тары).
  3. С 5 ноября 2024 года вводится объёмно-сортовой учёт, поэтому у всех участников рынка маркированных безалкогольных напитков появляется обязанность передавать сведения об обороте и выводе из оборота этой категории продукции. К этому моменту должен быть налажен электронный документооборот между участниками рынка.
  4. С 1 марта 2026 года вводится поэкземплярный учёт маркированных безалкогольных напитков и обязанность для всех участников рынка передавать сведения об обороте каждой единицы товара в систему маркировки. К этой дате участники рынка должны наладить между собой электронный документооборот в процессах отгрузки и приёмки маркированных безалкогольных напитков.

Что необходимо сделать участникам оборота для начала работы с системой маркировки

Если компания или ИП ещё не зарегистрированы в системе маркировки, необходимо:

  1. Получить квалифицированный сертификат электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенного лица, а для сотрудников, которые будут работать в системе маркировки, — в коммерческом удостоверяющем центре с аккредитацией Минцифры. При наличии действующих сертификатов ключа проверки электронной подписи получать их повторно не нужно.
  2. Пройти регистрацию в системе маркировки.
  3. Приобрести необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с электронной подписью, кодами маркировки и электронными документами.
  4. Протестировать и наладить рабочие процессы, связанные с оборотом маркированных товаров, электронным документооборотом между участниками рынка, а также с передачей обязательных сведений в систему маркировки.

Если компания или ИП уже работают в системе маркировки, но это связано с оборотом других товаров, необходимо через личный кабинет добавить новую товарную категорию — «безалкогольные напитки».

Компании и ИП, которые планируют выход на рынок безалкогольных напитков после 1 декабря 2023 года, должны пройти регистрацию либо с этой даты, либо в течение 7 дней после начала работы с этой категорией товаров.

Для обеспечения электронного документооборота компании и ИП могут использовать собственные системы ЭДО (учётные системы), которые должны быть интегрированы с системой маркировки. Можно использовать сервис «ЭДО Лайт», который уже интегрирован в личный кабинет участника системы Честный ЗНАК, если его функционал будет достаточен для выполнения всех рабочих задач. Если же этого будет недостаточно, а своей системы ЭДО нет, необходимо заключить договор с оператором ЭДО и использовать предоставленный им сервис для электронного взаимодействия как с контрагентами, так и с системой маркировки.

Эта статья была полезной?
Подключитесь к ЭДО для маркировки
Заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП