Коммерческие закупки не так строго урегулированы законодательством, как государственные и муниципальные закупки. К ним применяются положения статей 447—449 ГК РФ, которые только в общих чертах регулируют заключение договора на торгах. Конкретные коммерческие закупки проводятся по правилам, установленным организатором торгов, и в соответствии с регламентом торговой площадки.
В процессе своей деятельности коммерческие организации и предприниматели часто заключают сделки, например, по результатам переговоров или рассмотрения коммерческого предложения. Но многие предпочитают находить контрагента по результатам коммерческих торгов. В этом случае можно выбрать исполнителя (подрядчика, продавца), который, как и его предложение, будет отвечать всем заданным параметрам. Кроме того, за счёт конкуренции между участниками торгов появляется возможность сэкономить средства без потерь в качестве товара, услуг или работ.
Все требования к возможным участникам закупки заказчик определяет сам, но обычно они зависят от предмета тендера. Заказчику не столь важно, с кем именно заключать сделку. Важны цена, качество и сроки исполнения договора.
Зачастую особых требований к участникам нет. Но если для возможности выполнения работ, оказания услуг или продажи определённого товара законом установлены специальные требования либо исполнение сделки требует высокого уровня профессионализма и наличия специальной материально-технической базы, то к участию в закупке может быть допущен ограниченный перечень организаций, ИП и физических лиц.
Большинство коммерческих торгов проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП). Это выгодно заказчикам — можно привлечь больше участников, а значит, между ними будет сильнее конкуренция. Функционал ЭТП и электронный документооборот значительно упрощают и ускоряют многие процессы — от размещения извещения и закупочной документации до проведения торгов путём подачи и рассмотрения электронных заявок, подведения итогов и заключения сделки посредством подписания протокола о результатах торгов или договора.
Самые популярные закупочные процедуры — конкурсы и аукционы. Они могут проводиться в открытой и закрытой форме. В первом случае к торгам допускаются все, кто соответствует заданным критериям. Во втором — только те участники, которые приглашены заказчиком. При проведении закупки в форме аукциона победителем считается тот, кто предложит наименьшую цену. Победу в конкурсе одерживает тот участник, который предложит лучшие условия исполнения договора. Торги считаются несостоявшимися, если заявку подал только один участник.
Следует различать коммерческие торги, которые проводятся для выбора исполнителя, поставщика или продавца, и торги, на которых организатор реализует принадлежащее ему имущество или имущественные права. Все эти торги регулируются одними и теми же статьями ГК РФ, но цели у них разные. Торги, где компании или ИП реализуют имущество или имущественные права, обычно проводятся в виде аукциона, и побеждает в них тот, кто предложит наибольшую цену, а не наименьшую, как в случае с коммерческой закупкой товаров, работ или услуг.
Поскольку закупки проводятся преимущественно в электронном виде, участнику необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Иногда бывает достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП), которую генерирует электронная торговая площадка. Таким образом, первоначально необходимо определить, на каких площадках вы будете участвовать в закупках и какие требования предъявляет ЭТП к участникам для регистрации (авторизации) и участия в закупках.
Выбор ЭТП обычно не составляет трудностей. Нужно выбирать такие площадки, где размещаются закупки, соответствующие вашим видам деятельности. Предпочтение стоит отдать тем ЭТП, где преобладают закупки вашего профиля. Можно сделать ставку на сотрудничество с определённым кругом заказчиков и зарегистрироваться на площадке, где такие заказчики размещают закупки. Разумеется, нужно учитывать свои возможности исходя из требований заказчиков. Необходимо соответствовать таким требованиям, быть готовым предоставить обеспечение, а также исполнить обязательство после заключения договора. Некоторые ЭТП берут плату за доступ к заказам или за участие в закупке в случае победы, а иногда и просто за участие. Этот фактор тоже нужно учитывать, выбирая площадки для регистрации.
Помимо ЭТП, существуют агрегаторы коммерческих тендеров. Их использование позволяет искать закупки, которые отвечают заданным параметрам. Но агрегаторы тоже могут брать плату за свои услуги, а для участия в торгах все равно придётся переходить на ЭТП, где такие торги проводятся.
Особое внимание нужно уделить закупочной документации. Важно правильно рассчитать свои силы и подготовить стратегию участия в закупке, чтобы обойти конкурентов и при этом не заключить невыгодный для себя контракт.
Организовать коммерческую закупку может любая компания или предприниматель. Их добросовестность и платёжеспособность перед размещением заказа никто не проверяет, в этом есть определённый риск для участников. Снизить риск может внесение задатка или аванса, но далеко не все коммерческие заказчики идут на такие условия. Поэтому независимо от статуса заказчика, его известности и авторитета на рынке, готовности обеспечить предоплату в любой форме, участникам нужно взять за правило перед подачей заявки обязательно проверять заказчика. Такая проверка осуществляется, как и при заключении других сделок, по различным общедоступным базам. Для этого можно использовать сервис «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС.