Электронная подпись — это уникальная цифровая информация о владельце ЭП, которая формируется при подписании электронного документа и включается в состав сведений о таком документе в качестве его обязательного реквизита. Электронная подпись — аналог собственноручной подписи гражданина, юридическая сила которой официально признаётся российским законодательством.
Физическим лицам доступны все виды электронных подписей: простая (ПЭП), неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная (КЭП). Выбор вида подписи зависит от того, какие документы будут подписываться, для проведения каких операций будет использоваться ЭП.
Исключительно квалифицированная электронная подпись (квалифицированный сертификат) признаётся законом полным юридическим аналогом собственноручной подписи. Простая и неквалифицированная подпись не дают 100% гарантии идентификации пользователя, а значит, повышается риск того, что ЭП или подписанный электронный документ могут быть оспорены.
Уже сейчас квалифицированная электронная подпись применяется:
И это лишь основной перечень возможностей.
Оформление КЭП — это получение квалифицированного сертификата, который содержит:
Все сведения записываются на защищённый носитель — USB-токен. Это может быть носитель, предоставленный самим владельцем сертификата или полученный при оформлении сертификата электронной подписи в удостоверяющем центре.
Квалифицированный сертификат выдают исключительно удостоверяющие центры, которые имеют аккредитацию Минкомсвязи и сертификацию ФСБ.
Для оформления квалифицированного сертификата необходимо:
Стандартная процедура оформления КЭП предполагает визит в офис компании или заказ курьерской доставки, то есть личное присутствие владельца при получении сертификата. Однако уже сейчас появились технологии, которые позволяют пройти идентификацию дистанционно.
Дистанционное оформление сертификата в нашем аккредитованном удостоверяющем центре доступно с помощью сертифицированного приложения IDPoint, разработанного компанией «Инфотекс Интернет Траст». Для его использования необходимо мобильное устройство, поддерживающее технологию NFC, и биометрический загранпаспорт. Такой альтернативный вариант полностью соответствует требованиям закона об ЭП.
Этот вопрос актуален для тех, кто впервые оформляет сертификат.
Для начала работы с электронной подписью нужно подготовить рабочее место, где будет использоваться КЭП. Это может быть компьютер или ноутбук. В целях безопасности желательно использовать одно рабочее место, предварительно обеспечив защиту от взлома и несанкционированного доступа к данным.
Для работы с квалифицированной электронной подписью нужны программно-технические средства. Чтобы выбрать правильное программное обеспечение, проконсультируйтесь со специалистами удостоверяющего центра, выпустившего сертификат.
Владелец сертификата обязан предотвратить компрометацию электронной подписи. Нельзя передавать носитель другим лицам. Необходимо обеспечить надёжное его хранение во избежание утери или хищения. В случае компрометации электронной подписи необходимо незамедлительно уведомить удостоверяющий центр, аннулировать сертификат и выпустить новый. Это же касается и случаев утраты носителя (USB-токена), его повреждения или хищения.