Технически ЭП — уникальный закодированный набор букв и цифр, а юридически — аналог собственноручной подписи, который используется для идентификации человека и подписания электронных документов или сведений. Электронная подпись создаётся с помощью специальных средств (ключей) и программного обеспечения.
В России действуют три вида ЭП: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись (ПЭП) создаётся программными средствами определённой информационной системы и используется только в ней при условии, что стороны электронного взаимодействия договорились об этом.
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) имеет более сложный механизм создания — криптографический, а поэтому у неё более высокий уровень защиты. Она используется, если это нормативно разрешено или стороны электронного взаимодействия договорились об этом.
Квалифицированная подпись (КЭП) — универсальная, полный цифровой аналог собственноручной. Она обеспечивает идентификацию владельца, подтверждает совершение им конкретных действий и неизменность сведений и документов, которые подписаны с её использованием. При оформлении КЭП владелец получает в удостоверяющем центре квалифицированный сертификат и ключи создания и проверки подписи. При этом обязательно подтверждение личности, которое проводится очно, а при наличии подтверждённой биометрии в Единой биометрической системе или загранпаспорта нового образца и смартфона с NFC-модулем — онлайн. Такая услуга доступна клиентам аккредитованного удостоверяющего центра «Инфотекс Интернет Траст».
Для применения квалифицированной ЭП не нужно договариваться заранее, можно подписывать любые электронные документы, она позволяет авторизоваться в информационных системах и онлайн-сервисах без логина и пароля.
Электронная подпись применяется в тех же сферах, что и собственноручная — с её помощью подписывают документы, только в цифровой среде. Поскольку электронный документооборот на сегодняшний день преобладает над бумажным, для бизнеса, сотрудников, самозанятых и обычных граждан использование ЭП стало обычной практикой.
Основные сферы и задачи, для которых нужна ЭЦП («электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — устаревшие обозначения электронной подписи):
Для получения и использования ПЭП физического лица обычно достаточно заключить соглашение со второй стороной и оператором ЭДО. НЭП может генерироваться в информационной системе, в которой взаимодействуют стороны ЭДО, или её (сертификат) выпускает удостоверяющий центр.
Оформление КЭП — это получение сертификата и средств (ключей) создания и проверки ЭП. Их записывают на носитель (токен, флешку), иногда — на жёсткий диск ПК или в реестр. КЭП физического лица, в том числе для сотрудников предпринимателей и организаций, должен выпускать коммерческий аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ). ИП и организации получают средства создания подписи и сертификат в УЦ ФНС или у его доверенного лица. С 1 сентября 2024 года для подписания документов сотрудниками может использоваться только КЭП, полученная в коммерческом УЦ.
Вопросы применения всех видов ЭП регулирует закон об электронной подписи (ФЗ №63-ФЗ от 06.04.2011).
Физические лица, организации и ИП при заключении договора вправе оговорить условие об использовании неквалифицированной ЭП при подписании документов в рамках сделки. Квалифицированная подпись универсальна и предварительного согласия сторон не требует.
Для формирования ЭП нужно специальное программное обеспечение — криптопровайдер, а для работы в браузере — плагин. Иногда выбор ПО предопределён нормативно. Программное обеспечение и сопутствующие инструкции может предоставлять удостоверяющий центр, выпустивший сертификат.
По особенностям применения выделяют ЭП для физлица, юридического лица, ИП и сотрудника. По сферам — для повседневных задач, торгов и работе в определённых информационных системах (маркировки, ЕГАИС и др.).
Важные моменты:
Будущее электронных подписей определяется, в первую очередь, совершенствованием технологий в сфере криптографии, появлением новых, более устойчивых к взломам и надёжных алгоритмов. Важный аспект — улучшение механизмов идентификации.
Аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст» предлагает получить квалифицированные сертификаты ЭП для различных задач: работы в информационных системах, на портале Госуслуги, для торгов, бизнес-задач, для сотрудников организаций. Возможно дистанционное оформление — через приложение Госключ с использованием биометрии для идентификации будущего владельца КЭП. Мы бесплатно предоставляем программное обеспечение для работы с подписью и инструкции по настройке рабочего места. В качестве дополнительной услуги возможна дистанционная установка и настройка программного обеспечения нашими техническими специалистами. Эта возможность поможет вам сохранить время и избежать ошибок при подготовке рабочего места для использования сертификата.