Миф 1. В дистанционном получении КЭП используют механизм, который позволяет обойти требование закона о личном присутствии заявителя в удостоверяющем центре.
На самом деле закон об электронной подписи прямо допускает возможность дистанционной идентификации будущего владельца КЭП. Для удалённого подтверждения личности должно быть выполнено одно из нижеприведённых условий:
При идентификации заявитель и удостоверяющий центр могут выбрать любой из указанных выше способов. Для подтверждения личности заявитель предоставляет удостоверяющему центру доступ к данным о своём квалифицированном сертификате либо доступ к своей биометрии, которая хранится на чипе загранпаспорта или в ЕБС.
Миф 2. Мою биометрию украдут.
Удостоверяющий центр не копирует и не сохраняет у себя биометрические данные заявителя. Да и проверка проходит практически так же, как сопоставление сведений при личном получении сертификата. В данном случае сотрудник в офисе проверяет, что представленные документы действительно принадлежат человеку, который пришёл за сертификатом. В случае дистанционной проверки заявителя тоже идентифицируют по его лицу, но только данные берут в государственной биометрической системе.
Миф 3. При дистанционной идентификации личности злоумышленникам проще получить КЭП, оформив сертификат на другого человека.
Причина этого мифа — распространение дипфейков, когда с помощью нейросетей создают поддельные изображения и голос существующего человека и получают возможность от его имени совершать преступные действия. Механизм дистанционного подтверждения личности по биометрии как раз и служит для того, чтобы пресечь использование дипфейков. Как, впрочем, и других способов оформления КЭП на другого человека.
Миф 4. Госключ и Госуслуги могут взломать аферисты, получить доступ к личным кабинетам, подписывать КЭП поддельные документы и использовать их в мошеннических схемах.
Такая информация всё чаще появляется в СМИ. Но на самом деле речь не идёт именно о взломе Госуслуг или Госключа. Мошенники получают доступ к данным от самих жертв — точно так же, как получают доступ к банковским счетам или обманом заставляют людей переводить деньги. При дистанционном получении КЭП приложение Госключ служит только средством для обмена информацией, а подпись выпускает удостоверяющий центр. Полученную электронную подпись (ключи и сертификат) записывают на защищённый носитель (токен) и используют на компьютере. Она никак не будет связана ни с Госключом, ни с Госуслугами. В отличие, кстати, от НЭП и КЭП, сертификаты которых генерируются в самом приложении и привязаны к нему.
Приложение Госключ — проект, разработанный по заказу Минцифры. Поэтому приставка «гос» неслучайна, это действительно государственный сервис. Аналогов у приложения нет. Оно позволяет генерировать два вида электронных подписей: НЭП и КЭП. Их можно использовать для подписания документов только в приложении.
Госключ интегрирован с Госуслугами, через личный кабинет можно самостоятельно загружать документы и направлять их себе в Госключ на подписание. Сервис активно развивается. Расширяется круг участников электронного обмена с сервисом. После подключения можно напрямую направлять документы в приложение — для контрагентов, сотрудников, клиентов, заказчиков и т.д.
Несмотря на то что у некоторых пользователей есть опасения на счёт безопасности Госключа, ещё не было ни одного случая взлома сервиса. Минцифры и разработчиков приложения иногда упрекают в отсутствии информации о технологиях и механизмах информационной защиты и защиты от киберугроз. Но обычным пользователям такая информация ни о чём не скажет, а разглашать её — ставить безопасность под угрозу.
После оформления заявки и идентификации квалифицированный сертификат и ключи создания ЭП приходят в личный кабинет пользователя на сайте УЦ «Инфотекс Интернет Траст». Их можно записать на USB-носитель, как и в случае получения КЭП в офисе удостоверяющего центра. Или перенести на компьютер, где будет использоваться электронная подпись, но это привяжет КЭП к конкретному ПК.
Для продления квалифицированного сертификата ЭП его нужно перевыпустить:
Квалифицированный сертификат предпринимателя или руководителя юридического лица, полученный в УЦ ФНС, продлевают дистанционно через личный кабинет налогоплательщика с компьютера, на который уже установлен сертификат. Но при самостоятельных действиях могут возникнуть сложности: нужно обновить криптопровайдер и плагин, сформировать и подписать заявление, отозвать старый сертификат, получить и установить новый сертификат, настроить рабочее место.