Рязанская область
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Создание Социального фонда России: что изменилось для бизнеса

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ был создан и начал работу Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России, СФР) при Правительстве РФ. Реформа носит не только организационный характер, серьёзные изменения произошли в порядке начисления и уплаты взносов, а также в порядке предоставления отчётности. Рассказываем о функциях нового фонда и тех изменениях, которые коснулись бизнеса.
Елена Ефимова
09 Февраля 2023
Юрист

С созданием Социального фонда ПФР и ФССР формально прекратили деятельность, однако все функции и полномочия этих двух фондов перешли к СФР. Структура нового фонда включает региональные и межрегиональные подразделения. На местах СФР представлен клиентскими службами, которые ориентированы на работу, прежде всего, с физическими лицами.

Основная сфера взаимодействия СФР с юридическими лицами и предпринимателями — электронный документооборот, что подразумевает сдачу отчётности и предоставление других сведений и документов в электронном виде. Для этого организации и ИП должны иметь квалифицированный сертификат электронной подписи, который оформляет Удостоверяющий центр ФНС. Для сотрудников, которые будут взаимодействовать с СФР, сертификаты квалифицированной электронной подписи выпускают коммерческие удостоверяющие центры, аккредитованные Минцифры.

До 1 января 2023 года, помимо принятия закона о создании СФР, были внесены изменения в целый ряд законов, которые ранее регулировали отдельные вопросы деятельности ПФР и ФСС. Однако поскольку новый фонд только начал работу, можно предположить, что по мере его деятельности законодательную базу будут совершенствовать. Кроме того, Правительство РФ, ФНС и СФР будут издавать подзаконные акты. Эти моменты важно отслеживать.

Регистрация бизнеса (страхователей) в СФР

Как и ранее в ПФР и ФСС, специально вставать на учёт в Социальном фонде не нужно. После регистрации, реорганизации, ликвидации компании, постановки на учёт и снятии с учёта ИП необходимую информацию СФР получит из ФНС. Для действующих представителей бизнеса перерегистрация тоже не предусмотрена — за ними остаётся прежний учётный номер, который был получен при регистрации в ПФР.

С созданием СФР появилась своего рода новая учётная категория юридических лиц и ИП — тех, кто привлекает граждан к работе или оказанию услуг по гражданско-правовым договорам. Если ранее заказчики были обязаны делать за таких лиц отчисления в ПФР, то теперь — ещё и уплачивать взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ).

Компании и индивидуальных предпринимателей поставят на учёт как работодателей, даже если они вообще не практикуют трудовые договоры, а привлекают исполнителей и подрядчиков только по гражданско-правовым договорам. Помимо ВНиМ, таким работодателям придётся уплачивать и взносы на травматизм, если это условие предусмотрено договором.

Новые компании или ИП ставятся на учёт в СФР в качестве работодателей автоматически после первого предоставления сведений о персонале. Исключение — заключение ИП с физлицом ГПД, в котором предусмотрены взносы на травматизм. В этом случае индивидуальный предприниматель должен подать в СФР письменное заявление в течение 30 дней после подписания первого договора. При наличии квалифицированной электронной подписи заявление можно направить электронно. Если сертификата КЭП нет, нужно направить заявление почтой или лично отнести в отделение или клиентскую службу СФР.

Порядок начисления и уплаты взносов

Все взносы, как и ранее, компании и ИП, в том числе работодатели, уплачивают в ФНС. Положительный момент — единый тариф, то есть общая сумма взносов на пенсионное страхование, медицинское и ВНиМ. Только взносы за травматизм нужно будет уплачивать отдельно.

Действуют две тарифные ставки:

  1. Основная — 30%, которая действует, пока выплаты работнику не превысят 1,917 млн рублей.
  2. Дополнительная — 15,1%, которая начинает действовать после превышения установленного лимита в 1,917 млн рублей.

Расходы компаний на уплату взносов на пенсионное и медицинское страхование в 2023 году не изменятся. Но расходы на ВНиМ вырастут. Это связано как с объединением трёх взносов, включая ВНиМ, в единый тариф, так и распространением этого вида взноса на физлиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Пока наиболее очевидное и законное решение по сокращению затрат — заключение ГПД не просто с физическими лицами, а с самозанятыми, которые сами уплачивают за себя налог на профессиональный доход.

Для компаний и ИП, которые пользовались льготными ставками (пониженными тарифами) по социальным взносам, имея определённый статус, например малый и средний бизнес, ничего не изменилось — все льготы остались.

Отчётность в СФР

Как и в случае со взносами, отчётность тоже оптимизировали. Вместо отчётов (сведений) по формам СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3, нужно сдавать только один — по новой форме ЕФС-1. Отчёт по форме СЗВ-М отменили. Вместо СЗВ-М нужно ежемесячно предоставлять персонифицированные сведения в ФНС.

ЕФС-1 обязательно нужно сдавать в электронном виде, если численность застрахованных физлиц, включая тех, кто работает по ГПД, превышает 10 человек. Остальные работодатели могут выбирать — электронная или бумажная форма.

Изменения в сроках сдачи отчётности (предоставлении сведений) в зависимости от ситуации:

  1. Приём на работу, увольнение, перевод на другую работу, заключение или прекращение ГПД — раздел 1.1 ЕФС-1, сдача — не позднее следующего рабочего дня после отчётного события, а при переводе на другую работу — не позднее 25 числа месяца, следующего за событием.
  2. Работа с правом на досрочную пенсию, нахождение работника в простое, его отстранение от работы, нахождение в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трёх лет, в неоплачиваемом отпуске — раздел 1.2 ЕФС-1, сдача — не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.
  3. Наличие взносов на травматизм — разделы 2.1, 2.1.1, 2.3 ЕФС-1, сдача — не позднее 25 числа месяца, который следует за отчётным кварталом.

События, которые требуют представления сведений (отчёта), касаются работников как по трудовым договорам, так и по ГПД.

Изменения в ответственности за нарушение порядка и сроков сдачи отчётности

Ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление отчётности (сведений) никуда не исчезла. Но некоторые штрафные санкции были сокращены, увеличены сроки уплаты штрафов, и появилась скидка 50% для тех, кто уплатит штраф в первую половину установленного срока.

Основные изменения:

  1. Задержка сдачи отчёта сверх установленного срока, предоставление неполных, недостоверных сведений — штраф в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного физического лица.
  2. Нарушение требования о сдаче электронной отчётности — штраф в размере 1000 рублей.
  3. Непредставление сведений о трудовой деятельности (подраздел 1.1 ЕФС-1) —предупреждение или штраф руководителю в размере от 300 до 500 рублей.
  4. Непредставление персонифицированных сведений в ФНС — штраф в размере 200 рублей. За ошибки в сведениях отдельно штрафовать больше не будут.
  5. Срок уплаты штрафов — 20 календарных дней. Кто уложится в 10 дней — заплатит только половину от суммы штрафа.
  6. Не будут штрафовать, если ошибки, недочёты исправлены в течение пяти рабочих дней после уведомления от СФР или если работодатель сам выявил и исправил ошибку, подав уточнённые сведения (отчёт).

На текущий момент СФР практически только приступил к работе. Возможны доработки в законодательстве, разъяснения ФНС, СФР, Минтруда и других ведомств. Ещё нет и судебной практики по спорам с СФР и ФНС, связанным с изменениями в порядке уплаты взносов и представления отчётов и сведений. Поэтому в этой статье мы остановились на ключевых моментах, которые обязательно нужно учесть бизнесу, индивидуальным предпринимателям, руководителям и бухгалтерам. По мере развития деятельности СФР и появления новых деталей мы продолжим цикл статей с анализом изменений и нововведений.

Эта статья была полезной?