Мораторий на банкротство введён Правительством РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 закона о банкротстве. Эта норма появилась в указанном законе в 2020 году — как раз в то время, когда создавалась нормативная база для введения моратория на банкротство в связи с ограничительными мерами на фоне распространения коронавирусной инфекции. Первый мораторий, введённый в 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой, касался только юридических лиц и ИП, причём исключительно из пострадавших от ограничительных мер отраслей экономики. Сейчас мораторий на банкротство обусловлен экономическими причинами. Его можно отнести к мерам поддержки бизнеса и граждан, финансовое и имущественное положение которых не позволяет своевременно и в полном объёме исполнять свои обязательства перед кредиторами.
Действие моратория на банкротство запрещает кредиторам обращаться с заявлением о признании должника банкротом, несмотря на наличие всех для этого оснований. Однако это далеко не единственное последствие.
Все возможные последствия действия моратория на банкротство перечислены в ст. 9.1. Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
Перечисленные последствия конкретизированы и разъяснены Постановлением Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44, которое полностью посвящено вопросам применения ст. 9.1 закона о банкротстве.
В частности, постановление ВС РФ указывает на то, что у кредиторов в период действия моратория сохраняется право на обращение в суд, получение исполнительного документа и направление его для непосредственного исполнения (работодателю должника, в банк и т.п.) или приставам — для возбуждения исполнительного производства. Однако исполнение представленного исполнительного документа должно быть приостановлено, а если документ представлен, например, в банк — оставлено без исполнения до истечения срока действия моратория на банкротство.
Несмотря на действие моратория, за должником сохраняется право самому начать процедуру банкротства. Однако в отличие от стандартной процедуры, в данном случае должник обязан официально заявить об отказе от моратория и внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Как только такое заявление будет опубликовано, действие моратория в отношении должника прекращается. При этом в сложившейся ситуации подать заявление о банкротстве может как сам должник, так и кредиторы — в зависимости от того, кто это сделает быстрее.
Для публикации заявления используется функционал личного кабинета пользователя на портале Федресурс.
Для прохождения процедуры необходимо:
Если возникнут проблемы при работе в личном кабинете, получить поддержку можно через «Обратную связь».
Несмотря на то что этот мораторий на банкротство — не первый, и еще в 2020 году Верховный суд РФ дал разъяснения о его применении, складывающаяся сейчас практика очень противоречивая.
Статья 9.1 закона о банкротстве не предполагает каких-либо действий со стороны должников для приостановления исполнительных производств. Но в одних городах и районах приставы делать этого не спешат, а в других и вовсе отказывают должникам, ссылаясь на то, что они не подходят по критериям. Правда, есть и примеры, когда производство приостанавливается по заявлению должника. Примерно такая же ситуация и с банками, в которые кредиторы напрямую обращаются для взыскания денежных средств со счетов должников. Одни банки принимают исполнительный документ, но ничего не списывают, ссылаясь на мораторий. Другие принимают и списывают деньги.
На текущий момент нет никаких официальных разъяснений о специфике применения моратория на банкротство в 2022 году, которые бы носили нормативный характер. Но есть ряд писем от различных инстанций, в которых изложена позиция по данному вопросу.
Первым государственный органом, который дал ответ, стал Минюст. Исходя из разъяснений Минюста, которые, впрочем, не являются нормативными, мораторием в части приостановления исполнительных производств могут воспользоваться только должники, которые отвечают признакам банкротства. При этом для приостановления исполнительного производства должник должен обратиться к приставу с соответствующим заявлением, которое будет рассмотрено исходя из наличия или отсутствия признаков банкротства должника.
Поскольку ответ был дан Минюстом на обращение Ассоциации российских банков, скорее всего, не только приставы, но и банки будут руководствоваться позицией Минюста. Однако, что отмечает и сам Минюст в ответе, его разъяснения не являются обязательными для применения, то есть это не более чем разъяснения рекомендательного характера. Кроме того, совершенно непонятно, как банки смогут оценить имущественное и финансовое положение должника, при том, что у них нет на это никаких законных полномочий.
В июне 2022 года свои разъяснения также дали Центробанк и Верховный суд РФ. Согласно позиции Центробанка, изложенной в Письме № 010-31-4/5290 от 14 июня 2022 года, мораторий касается всех должников, за исключением застройщиков объектов недвижимости, внесённых в реестр проблемных объектов. Следствием введения моратория, среди прочего, является приостановление исполнительных производств в отношении должников, подпадающих под действие моратория, независимо от того, имеются признаки банкротства или нет. При этом исполнительное производство считается приостановленным с момента вступления в силу акта о введении моратория и возобновляется после отмены действия моратория. По мнению Центробанка, в период моратория нельзя применять меры принудительного исполнения. Недопустимым считается и исполнение исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк.
Позиция Верховного суда РФ, изложенная в Письме от 9 июня 2022 г. № 8-ВС-2921/22, отсылает к Постановлению Пленума от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)“» (пункты 2 и 6). Тем самым ВС РФ ещё раз подчеркнул, что правила о моратории распространяются на должника независимо от того, обладает он признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Стоит отметить и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 апреля 2022 года по делу № А40-233155/2020. Важным в данном случае является прямое указание Экономколлегии на то, что исполнительное производство в случае действия моратория на банкротство в отношении конкретного должника подлежит приостановлению судебным приставом вне зависимости от того, представлено или нет должником соответствующее заявление. Несмотря на появление различных разъяснений, которые хотя и не носят нормативного характера, но однозначно сводятся к одной и той же позиции — в пользу должников, правоприменительная практика остаётся крайне неоднозначной. В одних случаях приставы требуют заявления от должника, в других — нет. Иногда заявления удовлетворяют, но преимущественно отказывают в приостановлении исполнительного производства.
На сегодняшний день у должников есть несколько вариантов действий:
Нельзя исключить, что из-за разных подходов к применению последствий моратория на банкротство Верховный суд издаст новое постановление, либо статья 9.1 закона о банкротстве будет скорректирована так, чтобы в дальнейшем можно было избежать разных подходов к толкованию этой нормы.