Ключевая особенность организации международного ЭДО — необходимость его выстраивания с учётом национального нормативного регулирования всех сторон сделки. Разные подходы, стандарты и требования к электронной подписи, криптографии, разные схемы электронного взаимодействия с государственными структурами — всё это придётся не просто учитывать, но и внедрять в свою практику. Одно дело, если электронные документы носят частный характер, но совершенно другое — юридически значимый документооборот, включая те документы, которые отслеживают государственные инстанции, или которые нужно представлять, например, в налоговые органы.
У внутрироссийского и зарубежного ЭДО есть много общих характеристик. Так, согласно информации ФНС РФ, для юридически значимого электронного документооборота в зарубежных странах характерно следующее:
Но все эти особенности — для внутринациональной системы электронного документооборота. Хотя в техническом и юридическом плане наличие сходства по целому ряду базовых параметров в определённой мере упрощает выстраивание международного ЭДО, ряд особенностей, касающихся подписания и передачи документов, не могут быть полностью синхронизованы между странами.
Организуя электронное взаимодействие с иностранным контрагентом, обязательно нужно учесть:
Для решения этих вопросов ФНС России проводит пилотные проекты для апробации схемы взаимодействия между РФ и другими странами по ЭДО товаросопроводительными документами.
Пилотное взаимодействие, организованное между Россией и государствами-участниками при согласовании с ФНС и налоговыми органами ряда стран, предполагает особенную схему взаимодействия, где каждый участник формирует документы и их титулы (XML-файлы частей документов каждого контрагента при формализованном документообороте) в формате и при помощи ЭП согласно национальным требованиям, а ответы получает по форматам и с ЭП по требованиям отвечающей стороны. При всех транзакциях с ЭП происходит автоматизированная проверка подписи доверенной третьей стороной, с которой у операторов в рамках многостороннего обмена налажена связь и выстроены отношения.
Согласно статье 7 Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ:
Таким образом, электронные документы, созданные и подписанные электронной подписью иностранного контрагента согласно законодательству его страны, формально имеют юридическую силу на территории России. Однако вопрос признания электронной подписи — открытый. Для её признания нужно получить подтверждение доверенной стороны или удостоверяющего центра, у которых есть аккредитация. Подтверждение может быть получено, только если документооборот стороны вели в рамках тех правоотношений, которые урегулированы международным договором.
Аккредитацию доверенной третьей стороны проводит Минцифры. Для этого нужно подать заявление и соответствовать требованиям, установленным статьёй 18.2 закона об электронной подписи. То есть процедура непростая, потому и нет широкой практики и большого числа ДТС.
Положения статьи 7 закона об электронной подписи регулируют ситуации, когда российская сторона сделки получает электронные документы от иностранного контрагента. Например, когда он выставляет и направляет счёт-фактуру. Но возможна и обратная ситуация — когда документы оформлены и подписаны в России. В этом случае уже иностранному контрагенту придётся позаботиться о том, чтобы документы и подпись были признаны в его стране. То есть предложенный российским законодательством механизм может быть удобен резидентам, но создаст проблему контрагенту-нерезиденту.
В целом схема с подтверждением аккредитованной доверенной стороной или аккредитованным удостоверяющим центром без помощи профессионалов сложна к пониманию и далеко не всегда рабочая. Не со всеми странами есть соглашения и не все страны затрагивают международные договоры России. Поэтому всё возвращается к вопросу поиска для организации международного электронного документооборота оператора ЭДО, через которого можно работать, не задумываясь о признании или непризнании электронных документов и подписей.
Учитывая актуальность электронного документооборота с иностранными контрагентами, в том числе в рамках внешнеторговых сделок, главное для сторон договоров — поиск удобного оператора или сервиса ЭДО. Разумеется, который бы при этом помог избежать проблем с признанием юридической силы документов и электронных подписей, которыми они подписаны, а также обеспечил бы технологию обмена, признаваемую государствами участников.
Такие операторы и сервисы в России есть. Важно, что это не мешает иностранным контрагентам работать через своих операторов ЭДО. Механизм электронного взаимодействия в этом случае предполагает заключение между операторами двухстороннего соглашения. Обмен документами между контрагентами обеспечивает наличие межоператорского обмена (роуминга). Такой роуминг работает и на внутрироссийском рынке. Что касается международного ЭДО, он может проходить по похожей технологической схеме, однако в этом случае вопросы применения ЭП и форматов документов, для которых законами установлены требования, лягут на плечи участников и в базовом варианте решения без ДТС — придётся применять ЭП, выданную по законам одной из стран (например, УКЭП по Российскому №63-ФЗ), а также выдерживать правила обмена, к которым могут применяться требования. Для неформализованного обмена можно выстроить отдельный проект с прописанными границами, методами обмена и видами ЭП, не нарушающими национальные законодательства. Но лучше работать с теми операторами, которые знакомы с механизмами ДТС и применяют их, таким образом закрывая вопросы признания иностранной ЭП и её проверки.
Возможность электронного обмена документами в каждом конкретном случае необходимо уточнять у оператора ЭДО. Количество стран, для которых доступен международный ЭДО, может варьироваться от 1—2 до нескольких десятков.
Для сторон сделки, которые получили доступ и работают через оператора международного ЭДО, практически ничего не меняется. Они могут составлять и подписывать документы в своих системах, далее направляя их своему оператору ЭДО, тот — оператору ЭДО контрагента, и затем документ поступает второй стороне. В процессе электронного взаимодействия стороны получают от операторов необходимые извещения и подтверждения по ходу движения документа. Составленные, отправленные и полученные документы будут иметь юридическую силу как в России, так и в стране контрагента, если вышеописанные вопросы в ходе проекта решены.
Разные операторы международного ЭДО могут предлагать разные механизмы взаимодействия. Помимо указанного выше, возможен вариант, когда обе стороны сделки работают через одного оператора ЭДО в рамках единой системы электронного документооборота или в своих учётных системах, интегрированных с системой оператора. Но при выборе такого варианта важно убедиться, что для иностранного контрагента или российской компании (если обмен идёт через иностранного оператора ЭДО) будет гарантировано признание документов и в иностранном государстве, и на территории России.
При подключении к оператору или операторам международного ЭДО стоит воспользоваться тестовым периодом или тестовым обменом документами для проверки работы в реальных условиях. Это поможет оценить саму возможность такого ЭДО, согласовать её при необходимости с регулятором, а также проверить качество, удобство работы, скорость операций и, конечно, соответствие электронных документов, ЭП и обмена документами требованиям российского и иностранного законодательства.
Внедрение нового процесса ЭДО — всегда сложная и комплексная задача, а в случае с трансграничным ЭДО мы имеем дело с дополнительными техническими и нормативными сложностями и ограничениями. Поэтому продуктивное использование ЭДО в международных отношениях – вопрос пусть и недалёкого, но будущего. В настоящем же есть возможность обеспечить своему бизнесу фору и начать выстраивать процессы и интеграции заранее.
Команда TrustDoc одна из первых приняла участие в пилотных проектах трансграничного ЭДО при содействии ФНС России. Для этого сервис был доработан, проведена интеграция с ДТС для проверки иностранных электронных подписей, были проведены проекты внедрения ЭДО среди тестовых групп заказчиков. Мы считаем верным путь, который выбрали, поскольку любой вариант такого внедрения будет включать фазу согласования с государством, а пилотный проект совместно с ФНС априори решает эту задачу. Также плюсом является то, что первые участники могут попробовать в деле ЭДО с углублённой поддержкой оператора и безвозмездно, пока отправки и подписания происходят в рамках апробации.