Проведение закупок и тендеров в электронной форме регулируют различные законы. Например, госзакупки — №44-ФЗ и №223-ФЗ, продажу активов банкрота — №127-ФЗ. Процедуры (конкурсы, аукционы и другие) проходят на специализированных площадках — ЭТП, работа на любой из них потребует наличия электронной подписи. Это заложено в самой системе: участники взаимодействуют друг с другом дистанционно, поэтому подписывать документы собственноручно невозможно.
Все торговые платформы можно разделить на несколько категорий:
В большинстве случаев участие в закупках и тендерах, помимо регистрации на ЭТП, потребует предварительной регистрации в системе, которая информационно обеспечивает торговые процедуры. Например, в ЕИС Закупки, на Федресурсе, в ГИС Торги. В этом случае тоже нужна ЭЦП* для торгов, чтобы зарегистрироваться и пользоваться цифровыми сервисами.
ЭП не нужна, когда торговая процедура проходит в бумажной форме. Но это скорее исключение из общего правила. Последние годы законодатели последовательно ограничивали такой формат из-за злоупотреблений и значительного снижения конкуренции. Сейчас он встречается редко, например в закрытых конкурсах и аукционах, в отдельных случаях реализации или определения арендатора государственного и муниципального имущества. Выбрать бумажный формат вправе коммерческие юридические лица — закон этого не запрещает. Однако основной объём всех закупок и тендеров проходит в онлайн-режиме, где ЭП для торгов обязательна.
Обязательно нужна квалифицированная электронная подпись для торгов, потому что только она — полный аналог собственноручной и обладает наивысшим профилем безопасности. Применение КЭП установлено нормативно. Несмотря на то, что коммерческие организации, которые проводят тендеры по своим правилам, могут определять собственные требования к подписанию документов и документообороту, в приоритете у них тоже квалифицированная подпись для торгов.
Получают ЭП участники закупок и тендеров: юрлица, ИП, физлица, самозанятые граждане. У заказчиков, продавцов, арендодателей, организаторов торговых процедур также должна быть КЭП.
Государственные и коммерческие удостоверяющие центры (УЦ) выдают сертификаты:
От имени организации в аукционах, конкурсах, запросах котировок или предложений участвует руководитель, сотрудник организации или иное доверенное лицо. Руководитель использует КЭП юрлица, все остальные лица — свою КЭП, сертификат которой выпущен на имя физического лица, а его полномочия удостоверены машиночитаемой доверенностью (МЧД).
Квалифицированную ЭП выпускают:
При заказе ЭЦП для участия в торгах физлицам нужно указать целевую сферу применения КЭП или самостоятельно выбрать соответствующий тариф. Дело не в специфике сертификата, а в оптимальном наборе предоставляемых программных компонентов и сервисов. Они обеспечат настройку ПК для регистрации и работы в федеральных системах и на ЭТП, а также выполнение рабочих операций в процессе участия в торгах.
Чтобы сделать электронную подпись для торгов, нужно подать заявку в удостоверяющий центр, приобрести специальный защищённый USB-носитель (токен) и в назначенное время прийти и получить сертификат. Его и ключи КЭП сотрудник УЦ запишет на носитель. Это стандартный формат. Но у физлиц есть также возможность дистанционного получения подписи.
Электронная подпись для торгов на электронных площадках не будет работать сама по себе. Необходимо программное обеспечение (криптопровайдер), сервис для подписания документов и проверки чужих КЭП, а также техподдержка — чтобы из-за сбоя в работе не сорвать участие в торговой процедуре. Это базовый набор. Если приобретать услуги по отдельности, их совокупная стоимость будет выше, чем в рамках комплексного тарифного плана.
Купить ЭЦП для торгов — только первый шаг. После получения квалифицированного сертификата нужно скачать криптопровайдер и драйверы USB-токена, установить ПО на компьютер. После этого нужно перенести сертификат на ПК и настроить работу с ЭЦП, в федеральных системах и на отобранных ЭТП.
Примечание:
* «Электронная цифровая подпись» и «ЭЦП» — это устаревшие обозначения электронной подписи.