Система государственных и муниципальных закупок ориентирована на то, чтобы средства заказчиков расходовались эффективно, а участникам были предоставлены равные возможности. Один из критериев эффективности — баланс между стоимостью и качеством товаров, работ и услуг.
При проведении большинства процедур контракт заключается с тем участником, который предложил наименьшую цену. Разумеется, при этом нужно соответствовать и другим требованиям, но именно цена становится решающим фактором среди прочих условий. В такой ситуации снижение стоимости товаров (работ, услуг) — объективно необходимый шаг для победы в торгах, но всему должен быть разумный предел.
Демпинг в госзакупках сам по себе не запрещён. Участники вправе заявлять цену ниже рыночной и даже ниже себестоимости товаров, услуг или работ. В некоторых случаях такая мера не является убыточной:
Возможные отрицательные мотивы демпинга:
Бывает и так, что демпинг казался оправданным, но по факту допустимый лимит был превышен. В результате приходится идти до конца, даже в ущерб себе, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Федеральный закон №44-ФЗ (статья 37) устанавливает единые правила использования антидемпинговых мер в системе госзакупок:
Если возникли основания, антидемпинговые меры обязательно применяются в госзакупках по №44-ФЗ. Желание и возможности участников торгов значения не имеют. Непосредственный контроль возложен на заказчиков, и они не вправе заключать контракт с победителем торгов, который не выполнил требования ст. 37 №Ф44-ФЗ, в том числе частично.
Закупки по №223-ФЗ, которые проводят отдельные категории юридических лиц, не регулируются так же строго, как по №44-ФЗ. Однако и здесь антидемпинговые меры используются часто. Заказчики вправе самостоятельно определять основания и порядок их применения в собственном положении о закупках, поэтому допустима относительная свобода.
Основная антидемпинговая мера — предоставление победителем торгов обеспечения исполнения контракта. Она применяется во всех случаях, когда цена контракта превышает 15 млн рублей, а при меньшей цене или равной 15 млн рублей — как альтернативный вариант. Такое обеспечение должно превышать в 1,5 раза размер обеспечения, указанный в закупочной документации, но не может быть меньше аванса, если он предусмотрен контрактом.
Второй вид антидемпинговых мер — подтверждение добросовестности. Это альтернативная и более мягкая мера, которая допустима при цене контракта 15 млн рублей или меньше. Она в обязательном порядке дополняется необходимостью предоставления основного обеспечения — того, что предусмотрено закупочной документацией. Если у победителя торгов нет возможности подтвердить свою добросовестность, придётся вносить повышенное обеспечение, то есть начинает работать основная антидемпинговая мера.
Подтверждение добросовестности — это предоставление указанной в ст. 37 №44-ФЗ информации из реестра контрактов.
Добросовестным считается участник, который отвечает двум условиям:
Любая антидемпинговая мера должна быть исполнена до заключения контракта. Порядок исполнения установлен в статье 37 №44-ФЗ:
Порядок применения антидемпинговых мер в рамках закупок по №223-ФЗ определяется положением о закупке. Таким образом, именно заказчик определяет, какие меры и в каком порядке использовать.
Помимо основных мер, можно использовать дополнительные:
Дополнительные меры — дополнительные гарантии. Обязанность их применения не освобождает от предоставления обеспечения и подтверждения добросовестности на общих основаниях.
Антидемпинговые меры применяются во всех конкурсах и аукционах, которые проводятся по №44-ФЗ, и в которых победитель снизил цену на 25% и более относительно НМЦК. Исключение только одно — закупка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в рамках которой победитель снизил цену всех товаров в пределах 25% (не более) относительно предельной отпускной цены. Здесь НМЦК в расчёт не берется. Объединять в одной закупке лекарства из списка ЖНВЛП с другими препаратами запрещено.
Специальные условия предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Они освобождаются от предоставления обеспечения, в том числе как антидемпинговой меры, при наличии совокупности условий:
Если СОНКО или субъект МСП условия не выполнил или не может выполнить, то применяются общие антидемпинговые меры.
Общее и главное правило — если победитель не выполнил требования о применении антидемпинговых мер, он признаётся уклонившимся от заключения контракта. Это, в свою очередь, является основанием для внесения в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически закрывает доступ к госзаказам.
Поскольку с победителем контракт не может быть заключён, предложение направляется участнику, который занял по результатам процедуры второе место. Если и он демпинговал, ему, возможно, тоже понадобится предоставить обеспечение или подтвердить добросовестность.
При снижении цены нужно всегда отслеживать уровень демпинга. Иногда неспособность выполнить требования об антидемпинговых мерах — следствие просчётов и ошибок. Но важна способность не только предоставить увеличенное обеспечение, подтвердить добросовестность, но и соблюсти порядок и сроки. Многие испытывают сложности именно с этим.
Один факт демпинга сам по себе ни о чём не говорит. Но если это становится для участника госзакупок системой, то могут последовать обвинения в применении методов недобросовестной ценовой конкуренции. Здесь речь пойдет уже не об антидемпинговых мерах и их соблюдении или нарушении, а об административной (ст. 14.33 КоАП РФ) или уголовной (ст. 178 УК РФ) ответственности.