Подробно итоги контрольных мероприятий описаны в приложении к письму Казначейства под названием «Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в первом полугодии 2018 года».
Отмеченные в документе нарушения помогут федеральным заказчикам правильно определить бюджетные риски, подготовиться к проверкам органов внешнего контроля, а также будут полезны работникам заказчиков, на которых возложены внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).
В конце каждого года заказчики формируют планы-графики с подробной информацией о закупках. Планы-графики создаются на основе планов закупок, в которых содержится общая информация о проводимых процедурах. Часть сведений в плане-графике заполняется автоматически из плана закупки, остальную часть заказчик вносит вручную. Некоторые данные можно редактировать.
Форма плана-графика и требования к её заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554.
Если в закупку включены товары с одинаковыми единицами измерения, в плане-графике нужно указать их количество (объём) и единицу измерения из перечисленных в ОКЕИ. Если приобретаются товары с разными единицами измерения, заполнять эту графу в описании объекта закупки не нужно.
Заказчики нередко нарушают это правило и в плане-графике не указывают единицу измерения объекта закупки и соответствующий код по ОКЕИ.
Также выявлялись случаи, когда количество закупаемого товара могло быть подсчитано (например, в литрах, в киловатт-часах и т.д), но в плане-графике вместо этого указывалась «условная единица» в качестве единицы измерения.
Казначейство отметило нарушение правил заполнения, при котором в плане-графике указывалось наименование и описание лекарственных препаратов без информации об их международных непатентованных наименованиях или (при отсутствии таких наименований) химических, группировочных наименований и характеристик.
Обоснование закупки — это таблица, которая содержит пояснения заказчика о причинах выбора определенных условий закупки. Форма обоснования закупок установлена постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта и способ определения процедуры. Если проверяющие сочтут, что обоснование отсутствует или не соответствует законодательству о контрактной системе, виновное лицо будет привлечено к ответственности.
Казначейство выявило, что заказчики включают в планы-графики закупки без обоснования выбранного способа определения поставщика либо не указывают обоснование выбранного способа в форме обоснования закупок, установленной постановлениемПравительства РФ от 05.06.2015 № 555.
В указанной форме заказчики не заполняют отдельные графы либо вносят информацию, не соответствующую наименованию графы. Казначейство выделило случаи, при которых:
Ошибкой является указание заказчиком в форме начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), не соответствующей НМЦК, которая отражена в плане-графике, а также произведённому заказчиком расчету НМЦК согласно представленным документам.
Еще одно выявленное нарушение при заполнении формы заключается в указании методов определения и обоснования НМЦК, не соответствующих представленным документам.
Также были выявлены случаи несоблюдения заказчиками сроков размещения правовых актов об утверждении нормативных затрат и требований к закупаемым отдельным видам товаров (в том числе предельных цен).
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — это максимальная сумма, которую готов заплатить заказчик, она указывается в планах-графиках закупки. В ходе выбора поставщика цена может уменьшаться, именно поэтому она называется начальной. Для определения НМЦК в законодательстве существуют определенные правила. Выбранную НМЦК необходимо обосновать.
Среди нарушений в госзакупках, связанных с НМЦК:
Казначейство отметило как нарушения случаи, когда для обоснования НМЦК использовалась информация о ценах из контрактов, которые не были исполнены или по которым взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Также Казначейство относит к нарушениям случаи, когда для обоснования НМЦК использовались источники информации, в том числе коммерческие предложения, не являющиеся публичными офертами.
Противоречит требованиям закона о контрактной системе установление НМЦК на основании информации о ценах поставщиков, не осуществляющих поставку идентичных планируемых к закупке товаров.
Заказчики допускают ошибки и в ходе исполнения контракта. Например, не всегда проводят экспертизу поставленных поставщиком товаров, результатов работ или услуг.
По наблюдениям Казначейства за первую половину 2018 года, заказчики также не начисляли пени и штрафы и не направляли требования об их уплате в адрес поставщика за то, что он ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в том числе не соблюдал сроки исполнения контракта.
Выявлены случаи занижения суммы пеней, начисленных за нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по контракту.
Заказчики принимали работы, не соответствующие контрактам, при этом выявленные несоответствия не были устранены подрядчиками в соответствии с законом о контрактной системе.
Казначейство отметило случаи, когда поставленные товары и выполненные работы отражались заказчиками в регистрах бухгалтерского учёта несвоевременно либо неполно.
После исполнения или расторжения контракта заказчик обязан составить отчёт о его исполнении и разместить этот отчёт в ЕИС. Отчёт подготавливается на основании документов о приёмке и оплате и содержит подробные сведения как о самом контракте, так и о том, как стороны его выполняли. Порядок заполнения отчёта подробно регламентирован постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, однако заказчики допускают нарушения в отчётности.
Так, Казначейство выявило, что нередко отчёты вообще не размещаются в ЕИС либо размещаются несвоевременно.
Кроме того, в отчётах заказчики часто не отражают информацию о том, что вносились изменения в контракт в ходе его исполнения.
В некоторых случаях информацию о результате исполнения контрактов отражают недостоверно. Например, указывают размер авансового платежа, не соответствующий условиям контракта, или отражают ошибочную информацию о реквизитах документа, подтверждающего оплату.
К нарушениям требований законодательства о контрактной системе Казначейство также относит отсутствие в отчёте об исполнении контракта информации о ненадлежащем его исполнении (с указанием допущенных нарушений) либо о санкциях, которые были применены в связи с этим нарушением.
По наблюдениям Казначейства, в некоторых случаях к отчёту об исполнении контракта не прилагалось заключение по результатам экспертизы.