Необходимость изменений в законе об электронной подписи вызвана проблемами несовершенства механизмов использования электронной подписи, которые особенно остро стали проявляться в связи с набирающей ход цифровизацией всех отраслей экономики и которые не удалось скорректировать подзаконными актами уполномоченных органов.
Среди предлагаемых нововведений — значительное ужесточение требований к порядку аккредитации и деятельности удостоверяющих центров, передача существенной части полномочий по выпуску сертификатов квалифицированной электронной подписи государству, достаточно кардинальные изменения в технологии подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью, введение новых понятий третьей доверенной стороны и метки доверенного времени, создание предпосылок для использования квалифицированной облачной электронной подписи и другие изменения.
Переданному на рассмотрение Госдумы законопроекту предшествовало несколько альтернативных вариантов, первый из которых изначально инициировало и поддерживало правительство, но он не устраивал бизнес-сообщество. Последующие варианты — это попытки удовлетворить интересы разных заинтересованных групп и получить относительно компромиссный законопроект, устраивающий если не всех, то большинство.
Далее — ретроспектива истории разработки давно ожидаемых поправок к закону «Об электронной подписи», последние изменения в который вносились в 2016 году.
По поручению Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, заседание которой состоялось 26 июля 2016 года, Минкомсвязь России более двух лет назад приступила к разработке законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи».
Первая редакция проекта поправок, разработанных Минкомсвязью, впервые была представлена на публичное обсуждение в апреле 2018 года и сразу же вызвала острую дискуссию, так как в них предлагалось лишить частные компании права выдавать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей и передать все необходимые полномочия нескольким ведомственным удостоверяющим центрам, фактически монополизировав государством рынок создания и выдачи квалифицированных сертификатов.
Экспертное сообщество и Минэкономразвития не поддержали инициативу Минкомсвязи, отмечая, что государство не сможет оперативно наладить выдачу необходимого количества квалифицированных сертификатов, потребуются значительные бюджетные расходы, а новая система разрушит налаженный бизнес коммерческих удостоверяющих центров (УЦ) и приведёт к увольнению более 15 тысяч квалифицированных сотрудников. Против выступил и Банк России, защищая интересы финансовых организаций, многие из которых имеют собственные аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ).
Принимая во внимание резко негативные отзывы на законопроект, его инициаторы отказались от идеи полной государственной монополизации рынка квалифицированных сертификатов и 4 сентября 2018 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён для общественного обсуждения новый проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи» в более мягком варианте (ID проекта 02/04/09-18/00083642).
По сравнению с действующим законом «Об электронной подписи» поправки в редакции Минкомсвязи от 04.09.2019 содержат ряд существенных изменений и дополнений:
Законопроект в редакции Минкомсвязи от 04.09.2018 широко обсуждался общественностью, в том числе специалистами на PKI-форуме в Санкт-Петербурге в сентябре 2018 года, и это был последний предложенный Минкомсвязью вариант, обсуждавшийся публично, все последующие на портале regulation.gov.ru уже не публиковались, а направлялись для рассмотрения непосредственно в заинтересованные ведомства.
Несмотря на многочисленные отрицательные отзывы, 27 декабря 2018 года решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию поправки к №63-ФЗ «Об электронной подписи» в целом были одобрены и после доработок направлены на рассмотрение в Администрацию Президента и ряд министерств и ведомств со следующими корректировками (в редакции Минкомсвязи от 15.01.2019):
По результатам обсуждений поправок Минкомсвязи в редакции от 15.01.2019 в министерствах, ведомствах и ряде коммерческих организаций в Аппарат Правительства РФ из Министерства юстиции 4 февраля 2019 года было направлено заключение с выводом о необходимости комплексной редакционной и юридико-технической доработки законопроекта, а из Администрации Президента 27 февраля 2019 года поступило отрицательное заключение Государственно-правового управления Президента РФ с рядом критических замечаний и выводом о том, что законопроект требует существенной концептуальной переработки и в представленной редакции не может быть поддержан. К заключению от Администрации Президента прилагались копии писем с замечаниями от Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ФСБ России, ПАО «Сбербанк», Некоммерческого партнёрства «Эффективный отклик на запросы потребителей ECR Russia» и АНО «Цифровая экономика».
В ответ на полученные замечания в середине апреля 2019 года появился подготовленный Минкомсвязью законопроект «О внесении изменений в федеральные законы „Об электронной подписи“, „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ и „Об аккредитации в национальной системе аккредитации“», включающий очередную и последнюю версию поправок к №63-ФЗ «Об электронной подписи» в редакции Минкомсвязи с незначительными доработками:
Именно данная финальная версия поправок к №63-ФЗ «Об электронной подписи» в исполнении Минкомсвязи послужила основой для последующих доработок законопроекта членами Совета Федерации.
В мае 2019 года появилось сразу два новых варианта поправок к закону «Об электронной подписи», подготовленных при участии членов Совета Федерации.
14 мая 2019 года состоялось заседание Рабочей группы «Законодательное обеспечение цифровой экономики Российской Федерации» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, на котором обсуждался первый вариант поправок, подготовленный при участии членов Совета Федерации с учётом мнений и пожеланий бизнеса, экспертов и профессионального сообщества.
Данный вариант, опираясь в целом на поправки Минкомсвязи, более либерален, не поддерживает монополию государства в сфере выдачи квалифицированных сертификатов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не требует кардинальных изменений правил использования КЭП:
Законопроект в таком варианте получил активную поддержку со стороны бизнес-сообщества и 3 июня 2019 года был опубликован на портале РОСЭУ в редакции, которая впоследствии была передана на рассмотрение в Госдуму в порядке законодательной инициативы сенатором Людмилой Боковой (первым заместителем председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, руководителем рабочей группы по вопросам законодательного обеспечения цифровой экономики).
Почти одновременно с первым вариантом поправок 23 мая 2019 года появился второй вариант, разработанный с участием другой инициативной группы членов Совета Федерации, практически полностью совпадающий с поправками Минкомсвязи (включая не поддержанные первым вариантом идеи госмонополизации в сфере изготовления и выдачи квалифицированных сертификатов для ЮЛ и ИП, а также новые правила подписания электронных документов от имени ЮЛ или ИП двумя КЭП вместо одной), но всё же имеющий некоторые отличия:
Как уже отмечалось выше, у двух конкурирующих вариантов законопроекта, подготовленных членами Совета Федерации, одна основа — поправки Минкомсвязи, разработанные по поручению Правительства РФ. При этом, главные отличия первого варианта, поддерживаемого бизнесом, от второго, более кардинального с точки зрения нововведений, можно свести буквально к нескольким, но существенным пунктам:
В остальном оба законопроекта практически ничем не отличаются:
10 июня 2019 года законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», предусматривающий наиболее кардинальные изменения и наиболее близкий к законопроекту в редакции Минкомсвязи, был направлен на заключение в Правительство РФ сенатором Андреем Турчаком (заместителем председателя Совета Федерации и руководителем Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации);
28 июня 2019 года законопроект получил поддержку на заседании кабинета министров;
5 июля 2019 года законопроект был передан на рассмотрение в Госдуму в порядке законодательной инициативы членов Совета Федерации Владимира Кравченко, Любови Глебовой, Михаила Пономарёва, Александра Пронюшкина и четырёх депутатов Госдумы (законопроект № 747528-7);
5 июля 2019 года законопроект получил одобрение и поддержку Правительства РФ, которое направило в Госдуму и Совет Федерации своё положительное заключение;
18 июля 2019 года было получено положительное заключение от Комитета Госдумы по финансовому рынку с рекомендацией принять законопроект в первом чтении на планировавшемся 23 июля 2019 года заседании Госдумы при условии его существенной доработки ко второму чтению с учётом замечаний и предложений заинтересованных министерств и ведомств.
В заключении Комитета Госдумы по финансовому рынку было отмечено следующее:
5 июля 2019 года одновременно с законопроектом в редакции Владимира Кравченко и др. на рассмотрение в Госдуму был передан в порядке законодательной инициативы сенатора Людмилы Боковой и тринадцати депутатов Госдумы более либеральный альтернативный вариант законопроекта с тем же названием, что и законопроект в последней редакции Минкомсвязи – «О внесении изменений в федеральные законы „Об электронной подписи”, „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и „Об аккредитации в национальной системе аккредитации”» (законопроект № 747631-7).
18 июля 2019 года Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел законопроект № 747631-7 и принял по нему отрицательное решение с рекомендацией вернуть его автору законодательной инициативы. В решении указано, что данный законопроект не соответствует части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункту «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной думы (законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ).
22 июля 2019 года на заседании Совета Государственной Думы было решено внести законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи», инициированный Владимиром Кравченко, Любовью Глебовой, Михаилом Пономаревым, Александром Пронюшкиным и другими, на рассмотрение Государственной Думы в период осенней сессии 2019 года.
Если инициаторы отклонённого альтернативного законопроекта, не получат заключения от Правительства, ожидается, что поддерживающие его члены Совета Федерации и депутаты Госдумы примут участие в доработке ко второму чтению того законопроекта, который будет рассматриваться Госдумой осенью.