Электронное взаимодействие с судом и участниками процесса потребует определённого программно-технического обеспечения.
Банкротство в онлайне не отменяет процессуального порядка, который предусмотрен законом о банкротстве и АПК РФ. Все формальности нужно соблюдать в обычном режиме.
Электронный формат — это возможность для должника перенести в онлайн-режим все или большую часть действий. В дистанционном виде проводятся:
Перед обращением в суд должники в статусе юридического лица или ИП должны опубликовать информацию о намерении подать заявление о банкротстве. Делается это минимум за 15 дней до планируемого обращения.
Для онлайн-публикации сообщения используется система Федресурса.
Для работы в системе необходимо:
Подготовка, публикация сообщения о намерении подать заявление и оплата публикации осуществляются через личный кабинет.
Для электронной подготовки и подачи документов в арбитражный суд предназначена система «Мой арбитр». В делах о банкротстве используется преимущественно функционал её раздела «Банкротство», он находится на главной странице. Предварительно рекомендуем ознакомиться с порядком подачи документов в электронном виде и разделом ответов на вопросы — это поможет избежать ошибок и выполнить технические требования к электронным документам и скан-копиям (электронным образам).
Доступ к функционалу возможен только после регистрации (авторизации) и создания личного кабинета. Авторизацию проходят через ЕСИА (используется учётная запись портала Госуслуги) или с использованием УКЭП.
Заявление о признании банкротом можно сформировать непосредственно в системе, следуя инструкции и внося необходимые сведения в соответствующие разделы онлайн-формы. Другие документы, приобщаемые к заявлению, готовятся отдельно и загружаются в систему в виде электронных документов или скан-копий бумажных документов.
По ходу судебного процесса через «Мой арбитр» в арбитражный суд можно направлять любые документы, в том числе произвольные, не имеющие установленной процессуальной формы. Это могут быть ходатайства, жалобы, заявления или письменные доказательства.
В личном кабинете должника будут отражаться и храниться:
С весны 2020 года участвовать в заседаниях суда через интернет можно непосредственно в системе «Мой арбитр». Это своего рода аналог видеоконференцсвязи (ВКС), который появился в связи с распространением коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями в деятельности судов. Для участия понадобится компьютер с доступом к интернету, видеокамерой и микрофоном. Оборудование должно обеспечивать хорошее качество связи, особенно если предстоит демонстрировать суду документы. Вместо системы можно использовать и ВКС, процессуальный порядок одинаковый.
Если вы планируете участвовать в заседаниях в онлайн-режиме, рекомендуем как можно раньше изучить вопрос и начать практиковаться с самых первых слушаний по делу.
Всё, что происходит в деле о банкротстве, отражается в ЕФРСБ: все сообщения и уведомления, все судебные акты, объявления о проведении торгов и так далее. Для автоматического получения информации можно настроить мониторинг. Письмо со списком публикаций будет приходить на адрес электронный почты, указанный при регистрации на Федресурсе.
Взаимодействовать с участниками процесса можно через электронную почту и мессенджеры. Но в таком случае будет сложно подтвердить официальный характер взаимодействия. Чтобы полученная и отправленная информация была зафиксирована и имела юридическую силу, рекомендуем использовать систему электронного документооборота и обмениваться электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.