Чтобы стать исполнителем в госконтракте, необязательно подавать заявку и выигрывать на торгах. Можно получить свою долю прибыли в крупном и выгодном проекте на правах субподрядчика. Это особенно актуально для небольшого бизнеса, у которого совсем нет шансов на победу. Подойдёт такой вариант и для тех, кому путь к госзакупкам закрыт по причине включения в РНП.
Субподряд в госконтракте — обычная практика. Такое возможно в рамках как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.
Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) предполагает два варианта действий:
Ограничения на привлечение субподрядчиков могут быть установлены законом, закупочной документаций или условиями контракта. Действует здесь и общее правило, предусмотренное ст. 706 ГК РФ, которое в судебной практике трактуется так: если законом или договором установлена обязанность подрядчика лично выполнить работы по договору, он не вправе привлекать субподрядчиков. Нарушение этого требования влечёт ответственность за убытки, причинённые заказчику в результате участия субподрядчика в исполнении контракта.
Применительно к госзакупкам требование о выполнении контракта лично, без субподрядчиков, как правило, изначально устанавливается в закупочной документации. Оно может дублироваться и в проекте контракта, а затем в подписанном договоре. Если такого условия нет, подразумевается, что подрядчик свободен в привлечении субподрядчиков.
Надо сказать, что заказчики зачастую не особенно приветствуют привлечение субподрядчиков. Разумеется, если к иному их не обязывают нормативные требования о привлечении к исполнению контрактов субъектов МСП или СОНКО. Основная проблема заключается в том, что заказчики практически не могут влиять на то, как исполняют контракт субподрядчики. Не они их выбирают, а победитель торгов. И нередко именно по причине плохого исполнения обязательств субподрядчиками срываются сроки, снижается качество, да и в целом результат исполнения контракта оказывается далёким от требований заказчика.
Однако для бизнеса привлечение субподрядчиков выгодно. Можно заплатить субподрядчику меньше полученного по госконтракту. Также можно заниматься более прибыльными контрактами, пока менее выгодные исполняют третьи лица. Именно из-за выгоды генподрядчики порой идут на нарушения. При этом и ФАС, и суды часто встают на сторону исполнителей. Если в закупочной документации установлен запрет на привлечение субподрядчиков, это может расцениваться как ограничение конкуренции — когда такое условие предусмотрено специально для обеспечения победы конкретного участника процедуры.
Возможные запреты и ограничения на субподряд при исполнении госконтракта де-юре не влияют на субподрядчиков. Их нарушение может повлечь санкции для генподрядчика. Проблемы у субподрядчиков возникают, если они допускают нарушения при исполнении обязательств.
Индивидуальные требования определяются генподрядчиком. Как правило, речь идёт об определённой материально-технической базе, кадровых ресурсах, опыте и других профессиональных качествах. Разумеется, генподрядчика будут интересовать цена договора и сроки исполнения обязательств.
Основной способ поиска генподрядчиков в госзакупках — мониторинг активных и завершённых закупок своей отраслевой направленности.
Как варианты:
Не помешает наладить контакты с определёнными компаниями, которые участвуют в госзакупках и привлекают субподрядчиков. Можно даже заранее заключить договор о намерениях.
В остальном работают все те же каналы продвижения и поиска заказчиков, что и в обычной деловой практике.
Если вас заинтересовал конкретный заказ, свяжитесь с победителем торгов, затем сделайте предложение, представив свои условия, портфолио и подтверждение способностей выполнить контракт.
Перед обращением к подрядчику обязательно нужно оценить риски. За внешне выгодным контрактом могут скрываться проблемы.
Участие в госконтракте, пусть и на условиях субподряда, привлекает надежностью и возможностью записать в свой актив успешное выполнение госзаказа. Но это не значит, что здесь меньше рисков, чем при заключении договоров с обычными контрагентами. На самом деле для субподрядчика генподрядчик — это такой же контрагент, как и вне системы госзакупок.
Обязательные правила для субподрядчика:
Если этого не сделать, будут неопределённость и скрытые риски. Нельзя чрезмерно доверять генподрядчику, как и нельзя полностью полагаться на него, его опыт, репутацию и влияние.
Зачастую генподрядчики находятся в положении сильной стороны. Они, как правило, готовят проект договора с субподрядчиками и диктуют свои условия. Нередко просят начать выполнение договора до его подписания, а это уже чревато убытками. Однако нельзя считать, что за исполнение госконтракта в целом отвечает только генподрядчик. Субподрядчик обязан выполнить свою часть контракта. И если что-то пойдёт не так, заказчик первично предъявит претензии к генподрядчику, а тот — субподрядчику. Если госконтракт будет расторгнут, вовсе не факт, что субподрядчик получит свои деньги, по крайней мере без споров и разбирательств.
Обязанность субподрядчика — неукоснительно соблюдать условия договора с генподрядчиком. Многие только этим и ограничиваются, не вдаваясь в подробности госконтракта. Однако значение имеет всё.
Как правило, только из анализа совокупности генподрядных и субподрядных отношений можно чётко понять:
Именно поэтому так важно изучить все условия госзакупки и заключённого по её результатам контракта. Если условия субподряда идут вразрез с условиями госконтракта, это повод задуматься и уточнить у подрядчика, почему есть несостыковки.
По общему правилу заказчик контролирует генподрядчика, а тот — субподрядчиков. Но если условиями закупки предусмотрена обязанность привлечения субъектов МСП или СОНКО, то с такими субподрядчиками заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 (ред. от 07.10.2017), которым утверждены типовые условия подобных контрактов. В этом случае заказчик контролирует отношения подрядчика и субподрядчиков как при заключении контрактов, так и в процессе оплаты результатов их исполнения.