Основания для жалобы зависят от нормативного регулирования конкретной госзакупки. Перечисляем их в таблице:

Жалоба в ФАС по №44-ФЗ по срокам строго регламентирована, и они привязаны к определённым этапам проведения тендеров. Основной срок — период определения победителя, но не позднее пяти дней после размещения в ЕИС протокола, а в случае закрытых торгов — подписания протокола.
Особенности исчисления сроков и порядка обжалования:
В случае недобросовестной конкуренции, других отхождений от требований антимонопольного законодательства, процедурные аспекты направления и рассмотрения обращений регулирует Федеральный закон №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Жалоба в ФАС по №223 ФЗ рассматривается ведомством в соответствии со ст. 18.1 №135-ФЗ.
Антимонопольная служба и её территориальные подразделения рассматривают различные споры. При подготовке заявления нужно учесть нормативное регулирование, которое применимо в конкретной ситуации. От этого зависят правовая позиция, оформление обращения, варианты его направления и процедура рассмотрения.

Подготовительная часть включает:
Содержание заявления должно соответствовать обстоятельствам дела и способу его подачи. Например, жалоба в ФАС на результаты торгов должна включать:
Электронные документы подписывают квалифицированной электронной подписью (КЭП) лица, которое уполномочено это сделать. Если жалобу готовит и подписывает сотрудник, нужно приложить доверенность. В зависимости от способа подачи документов используют машиночитаемую доверенность (МЧД) или электронный образ (скан-копию) бумажной доверенности. Например, если направлять документы через личный кабинет ЕИС, то нужна МЧД, загруженная в эту систему. Руководитель организации или предприниматель могут использовать свою КЭП (юрлица или ИП) без доверенности.
Заявление готовят в виде бумажного или электронного документа — в зависимости от способа его направления.
Жалоба в ФАС в электронном виде подаётся:
Однако выбор не всегда возможен. Например, при несоблюдении №44-ФЗ в рамках электронной процедуры жалоба в ФАС на проведение торгов направляется только в электронном виде через личный кабинет ЕИС Закупки. В то же время заявление на нарушения в ходе проведения закрытых торгов составляют и направляют только в бумажном виде. Уточнить, как поступить правильно в конкретной ситуации, можно на сайте ФАС.
Порядок рассмотрения зависит от обстоятельств дела и правового регулирования:
Участник тендера может подать иск в суд, минуя административную процедуру. Основания для обжалования в этом случае будут точно такими же, как если бы заявитель обратился в антимонопольный орган. Если истекли сроки подачи документов в антимонопольный орган, судебное обжалование — единственный вариант защиты прав.
Допустимо направление участником закупки жалобы в ФАС и суд одновременно. Однако, скорее всего, рассмотрение одного из таких обращений будет приостановлено до окончания разбирательства по второму.
В большинстве случаев участники торгов первоначально обращаются в административном порядке — это более быстрый вариант. Кроме того, пока решения по заявлению нет, антимонопольная служба вправе выдать предписание и прекратить нарушение закона. Если заявитель будет не согласен с ответом УФАС, его можно оспорить в центральном аппарате ведомства или сразу в судебном порядке.
Часто в суд обращается вторая сторона спора. Например, если подана жалоба на организатора торгов в ФАС, ведомство выдало предписание о приостановке процедуры, и это нужно обжаловать. В такой ситуации преимущество судебного подхода — возможность приостановить уже действующее предписание.
Нарушения законодательства в сфере госзакупок и антимонопольных норм, а также недобросовестную конкуренцию обжалуют в арбитражном суде. Этот же суд рассматривает иски на решения УФАС/ФАС, а также споры между исполнителем (поставщиком, подрядчиком) и заказчиком в рамках исполнения контрактов. К особой категории дел можно отнести иски о признании торгов (их итогов) недействительными.
Для обжалования действий (бездействия) или решения антимонопольного органа в суд подают заявление о признании их незаконными или недействительным соответственно. Содержание и форма заявления должны отвечать требованиям ст. 125 и ст. 199 АПК РФ. На обжалование даётся три месяца с момента, когда заявитель узнал о нарушении прав. Многие вопросы рассмотрения таких исков отражены в Постановлении Пленума ВС РФ от 04.03.2021 года №2.
Заявление о признании торгов недействительными можно подать в течение года после завершения закупочной процедуры. Основания для иска и последствия его удовлетворения перечислены в ст. 449 ГК РФ. Среди оснований есть, в частности, незаконное отстранение участника от процедуры и серьёзные нарушения порядка проведения закупки. Заявление готовят в соответствии со ст. 125 АПК РФ.