Участники контрактной системы по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут иметь различный статус. От этого непосредственно зависят возможность, основания и порядок обращения с жалобой в ФАС.
Под участниками торгов в контексте возможности обращения в ФАС понимаются организации или ИП, которые:
Компании или ИП, которые уже заключили контракт с заказчиком, формально уже участниками закупки не являются. Они имеют статус исполнителя (подрядчика, поставщика). Но за ними сохраняется право обжалования незаконных действий заказчика. Сделать это можно, в зависимости от нарушения, либо в суде, либо первоначально в ФАС, а затем в суде.
Обратиться с жалобой в ФАС могут и другие заинтересованные лица. Например, нередко закупка обжалуется лицами, которые не имеют к ней никакого отношения, — прокуратурой или физическими лицами, организациями или ИП, которые усматривают в закупке нарушение закона.
Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.
ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:
Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.
Основной предмет обжалования:
Перед составлением жалобы нужно определить, к какой категории она относится, какой порядок обращения нужно выполнить, в какой орган и в какие сроки необходимо обратиться.
В случае нарушений, допущенных при проведении закупок в рамках 44-ФЗ, ФАС рекомендует обязательно указывать в жалобе:
Жалобы на действия электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.
Обязательно нужно соблюсти сроки обжалования — они зависят от характера нарушения и предусмотренной процедуры его обжалования. Сроки могут составлять всего несколько дней (обычно 10 дней), а в ряде случаев привязаны к периодам времени между определёнными событиями, например подачей заявок и вскрытием конвертов или подведением итогов.
Если срок обжалования в ФАС истёк, обратиться можно только в суд.
Обжаловать действия (бездействие) оператора ЭТП, во-первых, можно только в центральном аппарате ФАС, во-вторых, если речь идет об отказе в аккредитации, срок подачи жалобы составляет 30 дней.
Центральный аппарат ФАС рассматривает жалобы в рамках закупок, которые проводят федеральные органы власти. Региональный уровень — компетенция территориальных управлений ФАС.
При нарушениях в рамках закупок по 223-ФЗ существует специфика обжалования:
Порядок урегулирования споров может быть указан в положении о закупке, в таком случае перед подачей жалобы в ФАС рекомендуется первоначально соблюсти такой порядок с учётом сроков обжалования.
ФАС и УФАС, как правило, рассматривают жалобы в течение пяти дней и ещё в течение трёх дней выносят решение. В случае несогласия решение обжалуется в судебном порядке.
Самый простой, удобный и быстрый вариант подачи жалобы — направление электронного документа и приложенных к жалобе письменных доказательств, преобразованных в электронную форму. Такую жалобу подписывают электронной подписью и направляют на адрес электронной почты ФАС или через портал Госуслуги.
При электронной подаче любой жалобы не будет ошибкой её направление в центральный аппарат ФАС. Если жалобу должно рассматривать региональное управление, ФАС самостоятельно перенаправит жалобу туда по электронным каналам связи в порядке внутриведомственного взаимодействия.
Поскольку у всех участников контрактной системы есть в наличии сертификат электронной подписи (иначе невозможно работать на площадках), составить и направить жалобу в электронном виде будет несложно. Решение также придёт в виде электронного документа. Судебное обжалование, опять же, возможно путём подачи заявления в электронном виде через систему «Мой арбитр».