Приморский край
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Изменения в госзакупках в 2022 году: главные новшества для бизнеса

В течение 2022 года постепенно вступают в силу изменения и дополнения, внесённые в №44-ФЗ. Их достаточно много, ряд из них уже действуют. Поправки, вступающие в силу в 2022 году, — один из этапов реформы контрактной системы в 2021—2023 гг. В статье мы расскажем о самых важных нововведениях 2022 года, которые, с одной стороны, направлены на поддержку компаний и предпринимателей, а с другой, призваны пресечь возможные злоупотребления.
Елена Ефимова
26 Сентября 2022
Юрист
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата
Заполнить заявку

Основные требования к участникам госзакупок регулирует статья 31 №44-ФЗ. Большинство требований остались прежними, но их применение было конкретизировано. Положения статьи 31 теперь применяются только в отношении конкурентных способов закупки и в некоторых случаях проведения закупки у единственного поставщика. К таким случаям отнесены, в частности, малые закупки, закупки в рамках подготовки и проведения выборов, закупки на выполнение (оказание) отдельных видов работ (услуг) и закупки отдельными видами государственных и муниципальных учреждений.

Изменилось требование о запрете участия в закупках офшорных компаний. Запрет сохранили, но расширили его действие. Теперь в закупках не могут участвовать офшорные компании, компании с участием таких юрлиц, а также компании, у которых офшорные юрлица прямо либо косвенно владеют более 10% голосующих акций или владеют долей, которая превышает 10% в уставном капитале.

Правительство РФ получило расширенные права по установлению дополнительных требований, как к участникам закупок, так и к отдельным видам закупок. Такие требования могут касаться опыта работы, деловой репутации, материально-технической базы, размера финансовых и кадровых ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения контракта. Например, дополнительные требования для участников закупок в определённых сферах деятельности установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

При проведении конкурентной закупки с НМЦК от 20 млн рублей участники должны соответствовать дополнительному требованию (универсальная предквалификация) — о наличии в течение последних трёх лет успешно исполненного госконтракта, стоимость обязательств по которому составляет не менее 20% НМЦК. Исключение — закупки, в которых правительством уже установлены дополнительные требования к участникам (специальная предквалификация).

Участники из сегментов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) получили больше возможностей для заключения госконтрактов. Доля обязательных закупок в этих сегментах увеличилась с 15% до 25% годовых закупок заказчика, а НМЦК контрактов с представителями МСП и СОНКО составит до 20 млн рублей.

Изменения в закупочных процедурах

Конкурентные закупочные процедуры оптимизировали. Осталось только три вида закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключены маловостребованные способы закупок, такие как запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием.

Действующий перечень видов и способов закупок выглядит так:


  1. Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный.
  2. Аукцион — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный.
  3. Запрос котировок — только электронный.

Серьёзно изменился и порядок проведения процедур. Такие новшества участникам необходимо изучить отдельно, ориентируясь на основные или предпочтительные для участия виды и процедуры закупки. Не исключено, что придётся полностью изменить или скорректировать используемые стратегии и тактики участия в закупках.

В рамках контрактной системы практически весь документооборот переведён в электронный формат. Исключение сделано только для закрытых процедур. Вместе с тем, наличие квалифицированной электронной подписи и внедрение ЭДО уже можно назвать обязательными условиями участия в госзакупках для всех участников, которым недоступны закрытые процедуры или для которых они не являются единственной целью участия в госзакупках.

Валюта контракта, обоснование цены, обеспечение, сроки оплаты по контракту

В условиях дедолларизации российской экономики теперь нельзя использовать иностранную валюту для определения и обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком. Исключение сделано только для госзаказчиков, которые работают за рубежом, в частности для консульств и представительств (дипломатических и торговых).

До конца 2022 года заказчик вправе не требовать гарантийные обязательства и обеспечение исполнения контракта. Исключение — контракты, по которым предусмотрен аванс, но не предусмотрено казначейское сопровождение.

Среди видов обеспечения появился новый — независимая гарантия. На текущий момент независимую гарантию можно приобрести в госкорпорации ВЭБ или в региональной гарантийной организации.

При заключении контрактов жизненного цикла (например, контрактов, предусматривающих поставку и обслуживание товара) предоставление обеспечения будет поэтапным: на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и на последующее обслуживание, сопровождение и т.п. Соответственно, стоимость каждого этапа исполнения контракта жизненного цикла заказчик должен указывать отдельно.

Срок оплаты по контракту сократился. Это позволит поставщикам, исполнителям и подрядчикам быстрее получать деньги. С 1 июля 2022 года срок оплаты составляет 7 рабочих дней после подписания акта или иного документа о приёмке услуг, работ или товаров. Исключение — сфера обеспечения безопасности и обороноспособности страны. Контракты в этой сфере регулируются иначе, поэтому срок оплаты может отличаться — он устанавливается специальными нормативно-правовыми актами. Кроме того, если для контракта предусмотрено казначейское сопровождение или приёмка исполнения контракта совершается не в электронной форме, срок оплаты будет немного больше — 10 рабочих дней.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение может быть обычным и расширенным. Правила казначейского сопровождения регулирует Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024, бюджетное законодательство, а применительно к госзакупкам — №44-ФЗ.

Расширенное казначейское сопровождение необходимо:

  1. Для расчётов по госконтрактам с НМЦК 1 млрд рублей и более, а также расчётов по договорам, заключенным в целях исполнения таких госконтрактов, предметом которых является строительство (реконструкция, перевооружение) объектов капстроительства или приобретение недвижимости.
  2. Для расчётов по госконтрактам, которые заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения федеральных нужд при условии, что НМЦК составляет 1 млрд рублей и более, а также расчётов по договорам, заключенным на сумму более 600 тысяч рублей в целях исполнения таких госконтрактов.
  3. Для расчётов по госконтрактам, источником обеспечения которых служат бюджетные средства региона (муниципалитета), а размер стоимости (цены, суммы) контракта установлен бюджетным законодательством региона (муниципалитета).

В соответствии с изменениями в №44-ФЗ, обычное казначейское сопровождение контрактов предусмотрено для тех же самых случаев, что перечислены выше, но при НМЦК 5 млн рублей (ранее было 600 тысяч рублей). Для договоров, которые заключаются в целях исполнения госконтракта, казначейское сопровождение необходимо при цене договора 100 тысяч рублей и более.

Условие о казначейском сопровождении заказчик указывает в извещении, если расчёты по контракту в целом или в части аванса подлежат такому сопровождению.

Извещение о закупке, закупочная документация и заключение контрактов

Статья 42 №44-ФЗ, регулирующая содержание, порядок и сроки размещения извещения о закупке, предстала в новой редакции. Формально закупочной документации больше не будет. Но фактически то, что раньше входило в такую документацию, теперь должно содержаться непосредственно в извещении и (или) в приложениях к извещению.

Прежний формат «извещение + закупочная документация» сохранён только для закрытых закупок. К основаниям для проведения закупки закрытым способом добавилось новое: такой способ вправе применять заказчики, которые попали под санкции или недружественные действия со стороны иностранных государств.

В ряде случаев заказчики могут в одностороннем порядке менять существенные условия контракта. Такое правило появилось ещё в 2021 году в отношении контрактов жизненного цикла, контрактов «под ключ», контрактов на строительство, капитальный ремонт или снос объекта капстроительства и контрактов на работы по сохранению объектов культурного наследия. Действие указанного правила продлили на 2022 год. Кроме того, изменять существенные условия контракта до конца 2022 года вправе госзаказчики из специального перечня, но только в части корректировки условий при повышении цен на строительные материалы.

Любые заказчики до конца 2022 года вправе менять существенные условия контракта:


  1. Из-за невозможности исполнения контракта в виду введения санкций и при условии, что изменение условий контракта оформлено решением Правительства РФ, регионального или муниципального органа исполнительной власти — в зависимости от уровня закупки.
  2. Если контракт относится к строительной сфере. В строительных контрактах разрешено продлевать срок их исполнения, менять виды и объём работ, строительные ресурсы (только на аналоги), типы и спецификацию оборудования, указанные в проектных документах, отдельные этапы исполнения контракта и их условия, менять порядок приёмки и оплаты отдельных этапов и результатов работ, устанавливать аванс или изменять его размер.

Включение в РНП

Как и ранее в реестр недобросовестных поставщиков будут включать компании и ИП, которые неправомерно уклонились от заключения контракта, не исполнили обязательства по госконтракту или исполнили их ненадлежащим образом.

Однако если нарушение обязательств произошло из-за политических или экономических санкций или ограничений, введённых иностранными государствами (объединениями, союзами, организациями), то исполнитель, подрядчик или поставщик может избежать включения в РНП. Для этого потребуется подтвердить, что госконтракт действительно не исполнен из-за санкций или ограничений, а исполнитель (подрядчик, поставщик) при этом принял все меры для надлежащего исполнения своих обязательств.

Учитывая возможные изменения в экономической и политической сферах, нельзя исключить, что законодательство о госзакупках будет и дальше корректироваться. Исходя из этого, участникам контрактной системы необходимо в постоянном режиме отслеживать внесение изменений и дополнений в №44-ФЗ.

Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата