Согласие (или отказ) на получение СМС-сообщений, содержащих извещения от ФССП России, можно будет выразить при заключении договора с сотовым оператором. С 1 января 2020 года действует закон, позволяющий приставам извещать граждан о возбуждении исполнительного производства или о мерах принудительного исполнения с помощью СМС-сообщений и через портал Госуслуги. Согласие на такой способ извещения должно быть подтверждено распиской.
Минюстом России подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи». С 15 марта 2021 года он опубликован для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Проект постановления вносит дополнение в правила, предусматривающее указание в договоре об оказании услуг подвижной связи в сети связи общего пользования согласие (отказ) абонента на получение коротких текстовых сообщений, содержащих извещения от ФССП России.
Варианты коротких текстовых сообщений были утверждены ФССП ранее приказом ведомства от 28 апреля 2020 года № 304 и включают три вида оповещений:
В конце 2020 года ФССП отмечала, что планируется запуск платформы полномочий юридических лиц на портале Госуслуги, который позволит генеральному директору делегировать сотруднику полномочия по подаче электронных ходатайств судебному приставу.
В настоящее время законом об исполнительном производстве предусмотрено, что стороны участвуют в исполнительном производстве лично или через представителей. Однако представители сторон не могут в полной мере участвовать в исполнительном производстве.
Так, направление посредством портала госуслуг ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа исключительно самими лицами, участвующими в исполнительном производстве, следует из постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы „Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)“ для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб».
Также постановлением № 606 не предусмотрено направление электронного извещения посредством портала представителю стороны исполнительного производства.
С этой целью был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов». Одно из предлагаемых в законопроекте изменений предусматривает возможность автоматического принятия решений по исполнительному производству, в том числе решений о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Ожидается, что ходатайства в адрес ФССП будут рассматриваться в течение 35 минут вместо нынешних 240 часов. Сроки снятия ограничения на имущество будут сокращены со 120 часов после оплаты долга до 40 минут. В течение 1 часа граждане, намеревающиеся выехать за рубеж, смогут снять ограничения на выезд. Большинство операций по исполнительному производству, которые сейчас занимают несколько дней, будут выполняться в течение часа.
Это станет возможным после перехода к внедрению реестровой модели принудительного исполнения. Начало перехода запланировано на 2022 год.
Вместо них основанием для возбуждения дела или списания денежных средств станет запись в реестре, сделанная органом, выдавшим исполнительный документ. Взыскателю достаточно будет написать заявление с указанием идентификатора исполнительного документа в МФЦ либо сделать на портале Госуслуги отметку о своем решении.
Реестр исполнительных документов не будет являться публичным, доступ к нему будут иметь только стороны исполнительного производства, их представители, органы, выдавшие исполнительный документ, судебные приставы-исполнители (при наличии исполнительного производства), банки и работодатели должника.
Ещё несколько инициатив, появившихся с начала 2020 года, пока остаются без движения. По некоторым из них ведутся оживлённые общественные обсуждения и есть вероятность, что они в итоге будут доработаны с учётом интересов всех сторон дискуссии.
В целом все предлагаемые решения призваны обеспечить прозрачность работы судебных приставов, способствовать оперативному получению нужной информации и повышению эффективности принудительного исполнения требований законодательства.