Своевременная оценка платёжеспособности контрагента, будь то должник или партнёр, необходима, чтобы свести к минимуму возможные коммерческие риски и обеспечить бесперебойность работы бизнеса. Для составления полной картины о контрагенте и его способности вовремя исполнять денежные обязательства по договорам необходима первичная информация. Чем больше информации есть в распоряжении, тем более точные выводы можно сделать. Минимум, который необходимо знать, — это ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и ОГРН (номер организации юридического лица) или ОГРНИП (номер регистрации предпринимателя).
Проанализировать платёжеспособность контрагента требуется при заключении договора о сотрудничестве с новой компанией или при перспективе долгосрочного сотрудничества с организацией, работа с которой до этого имела разовый или периодический характер. Также оценить финансовое состояние контрагента необходимо при подписании контрактов с предоплатой или отсроченным платежом.
Профессиональная финансовая оценка необходима при появлении минимальных сомнений в добросовестности и финансовой состоятельности дебитора на любом из этапов сотрудничества.
Для финансовой оценки должника проводится поиск информации о компании-контрагенте. Это может быть «сплошной» поиск данных или выявление отдельных критериев и показателей, важных для формирования доверия к контрагенту.
Партнёрство с непроверенным контрагентом может повлечь неблагоприятные последствия для бизнеса, к которым относятся:
Для проверки платёжеспособности потенциального или фактического партнера нужно собрать следующую актуальную информацию:
Ни одна компания не обязана предоставлять какую-либо информацию о себе сторонним лицам. Однако отказав в предоставлении данных по прямому запросу, компания косвенно подтвердит свою неготовность к открытой работе и честному сотрудничеству.
Контрагент может отказать в предоставлении сведений, ссылаясь на коммерческую тайну. В таком случае аргументируйте свой запрос тем, что к коммерческой тайне не относятся следующие данные:
Если контрагент все же отказывается предоставить информацию, вы вправе попросить его обосновать свой отказ. Также вы можете предложить руководству компании предоставить какой-либо альтернативный способ подтверждения благонадёжности.
В открытых онлайн-сервисах вы можете получить важные сведения о финансовой ситуации в компании должника, о своевременности и объёмах исполнения долговых обязательств и о привлечении к ответственности представителей компании. Ниже представлены ресурсы, которые могут быть полезны для получения дополнительной информации о контрагенте:
Кроме вышеперечисленных веб-ресурсов, для получения дополнительной информации по контрагенту можно использовать следующие интернет-издания:
В лицензирующих органах по запросу можно получить информацию о том, выдавалась ли проверяемой организации соответствующая деятельности компании лицензия и действительна ли она на момент проверки.
Также обратите внимание на отзывы о компании и её руководителях в интернете. К контрагентам, о которых представлено мало информации в открытом доступе, стоит отнестись с осторожностью.
После того как основные данные по контрагенту получены, можно подвести итог. Основными критериями оценки финансового положения исследуемой организации являются ликвидность и платёжеспособность. Эти показатели можно рассчитать по специальным формулам, которые находятся в свободном доступе.
В качестве основы для расчета коэффициентов ликвидности (быстрой, текущей и абсолютной) берётся отчетность предприятия. Вычисленные коэффициенты ликвидности позволяют оценить способность фирмы-контрагента гасить текущую задолженность за счёт оборотных активов.
Степень независимости контрагента от кредиторов определяется коэффициентом платёжеспособности. Этот показатель определяется на основе данных бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках и представляет собой отношение величины акционерного капитала к суммарным активам компании.
Финансовая стабильность партнеров и добросовестное исполнение сторонами договорённостей — основа успешного сотрудничества. Комплексная оценка платёжеспособности контрагента существенно снижает коммерческие, финансовые и репутационные риски для бизнеса.