Подготовьтесь к обязательному переходу на новый формат подписания электронных документов с помощью машиночитаемых доверенностей. Управляйте полным циклом регулирования МЧД в одном сервисе:
В соответствии с изменениями в законодательстве, с 1 сентября 2023 года удостоверяющие центры не выдают сотрудникам организаций сертификаты с реквизитами юридических лиц. Сотрудники юридических лиц для подписания электронных документов должны использовать либо квалифицированный сертификат сотрудника юридического лица, либо квалифицированный сертификат физического лица и подтверждать свои полномочия действовать от имени юрлица с помощью машиночитаемых доверенностей в электронной форме. МЧД — это электронный файл в формате XML, аналог бумажной доверенности, в котором указана информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает.
Использование машиночитаемых доверенностей уже возможно при отправке отчётности и обмене электронными документами между контрагентами. Для начала работы организации или ИП потребуется выпустить отдельный сертификат КЭП для сотрудника (сертификат физического лица) и оформить МЧД, подписанную директором организации или индивидуальным предпринимателем, используя свою усиленную квалифицированную электронную подпись. Подписание документов будет осуществляться связкой КЭП физического лица + МЧД. Чтобы подписывать документы с использованием электронной доверенности, её необходимо зарегистрировать в ФНС. Регистрация в ФНС происходит с использованием Цифровой платформы распределённого реестра (ЦПРР) ФНС на базе блокчейн-технологий.
Сертификат руководителя можно получить в Федеральной налоговой службе. Сотрудник может получить сертификат физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре.
При необходимости доверенность, зарегистрированную в распределённом реестре ФНС, можно отозвать (аннулировать). Отменить её действие можно до окончания срока действия доверенности, указанного в файле МЧД. Чтобы прекратить действие, нужно сформировать и подписать XML-файл — заявление на аннулирование доверенности и отправить его для регистрации в ЦПРР ФНС. Сформировать файл заявления на отзыв, подписать его и отправить на регистрацию в реестр Цифровой платформы распределённого реестра ФНС можно в нашем сервисе создания заявления на отзыв доверенности.
При подписании электронного документа связкой: сертификат физического лица + машиночитаемая доверенность необходимо где-то указывать информацию про МЧД. На данный момент существует 3 способа передачи данных МЧД:
Нет, нельзя. Машиночитаемая доверенность должна быть сформирована в формате xml-файла в соответствии с действующим форматом.
Закон не ограничивает количество выданных доверенностей на одного пользователя.
Да, нужно. В случае изменения персональных данных представителя необходимо перевыпустить новую машиночитаемую доверенность.
В соответствии со статьёй 187 ГК РФ, правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.
Нет, не нужно. Машиночитаемая доверенность (МЧД) продолжает действовать. В соответствии с п.1 ст.188 ГК РФ основаниями прекращения доверенности являются:
Открыть xml-файл МЧД с помощью любого текстового редактора. В xml-файле открыть окно поиска (Ctrl+F), ввести текст «НомДовер» и нажать кнопку «Найти». Система отобразит местоположение атрибута «НомДовер», в значении которого указан номер доверенности.
Полномочия в машиночитаемой доверенности — это действия, которыми наделяется доверенное лицо для работы с электронными документами. Классификатор полномочий — это ресурс, содержащий список полномочий представителя, который указан в доверенности. Каждому полномочию в классификаторе полномочий присваивается свой уникальный идентификатор.