Подготовьтесь к обязательному переходу на новый формат подписания электронных документов с помощью машиночитаемых доверенностей. Управляйте полным циклом регулирования МЧД в одном сервисе:
В соответствии с изменениями в законодательстве, с 1 сентября 2023 года удостоверяющие центры не выдают сотрудникам организаций сертификаты с реквизитами юридических лиц. Сотрудники юридических лиц для подписания электронных документов должны использовать либо квалифицированный сертификат сотрудника юридического лица, либо квалифицированный сертификат физического лица и подтверждать свои полномочия действовать от имени юрлица с помощью машиночитаемых доверенностей в электронной форме. МЧД — это электронный файл в формате XML, аналог бумажной доверенности, в котором указана информация о доверителе, уполномоченном лице и полномочиях, которые оно получает.
Использование машиночитаемых доверенностей уже возможно при отправке отчётности и обмене электронными документами между контрагентами. Для начала работы организации или ИП потребуется выпустить отдельный сертификат КЭП для сотрудника (сертификат физического лица) и оформить МЧД, подписанную директором организации или индивидуальным предпринимателем, используя свою усиленную квалифицированную электронную подпись. Подписание документов будет осуществляться связкой КЭП физического лица + МЧД. Чтобы подписывать документы с использованием электронной доверенности, её необходимо зарегистрировать в ФНС. Регистрация в ФНС происходит с использованием Цифровой платформы распределённого реестра (ЦПРР) ФНС на базе блокчейн-технологий.
Сертификат руководителя можно получить в Федеральной налоговой службе. Сотрудник может получить сертификат физического лица в аккредитованном удостоверяющем центре.
При необходимости доверенность, зарегистрированную в распределённом реестре ФНС, можно отозвать (аннулировать). Отменить её действие можно до окончания срока действия доверенности, указанного в файле МЧД. Чтобы прекратить действие, нужно сформировать и подписать XML-файл — заявление на аннулирование доверенности и отправить его для регистрации в ЦПРР ФНС. Сформировать файл заявления на отзыв, подписать его и отправить на регистрацию в реестр Цифровой платформы распределённого реестра ФНС можно в нашем сервисе создания заявления на отзыв доверенности.
При подписании электронного документа связкой: сертификат физического лица + машиночитаемая доверенность необходимо где-то указывать информацию про МЧД. На данный момент существует 3 способа передачи данных МЧД:
Да, нужно. В случае изменения персональных данных представителя необходимо перевыпустить новую машиночитаемую доверенность.
Полномочия в машиночитаемой доверенности — это действия, которыми наделяется доверенное лицо для работы с электронными документами. Классификатор полномочий — это ресурс, содержащий список полномочий представителя, который указан в доверенности. Каждому полномочию в классификаторе полномочий присваивается свой уникальный идентификатор.
Срок действия машиночитаемой доверенности, выдаваемой в цепочке передоверия, не должен превышать срока действия доверенности, на основании которой ведётся машиночитаемая доверенность.
Нет, не перестанут. Электронная доверенность (она же машиночитаемая доверенность) не отменяет использование бумажных доверенностей.
Срок действия машиночитаемой доверенности не привязывается к сроку действия электронной подписи и указывается индивидуально составителем доверенности.
Да, в случае отмены корневой доверенности, другие доверенности в цепочке передоверия утрачивают свою силу.
В соответствии со статьёй 187 ГК РФ, правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.